Портал Мурманской области Murman.ru   
Поиск
  НовостиАдреса  |  Аукцион  |  Фото  |  Кино  |  Погода | Тендеры | Знакомства  | Форум Где искать: 
   Актуальные темы
Экономика региона

Арктика

Социальная сфера

ЖКХ

Культурная жизнь края

Полезные ископаемые Кольского полуострова

Природа и экология Кольского полуострова

Нефть и газ

Международное сотрудничество

Выборы в Мурманске и области

Образование и наука

Радиационная безопасность

Северный флот

Спорт

Транспорт

Политика

Отопительный сезон в Мурманской области

Дело против активистов Greenpeace

Миллиардные хищения в энергетике

Выборы губернатора Мурманской области

Сотрудничество со странами Баренц-региона

Информация пресс-службы УМВД

Штокмановский проект

Национальные проекты

Из оперативной сводки Мурманской таможни

Информация Управления Россельхознадзора по Мурманской области

Инцидент в Баренцевом море с российским судном "Электрон"

Строительство гипермаркета в центре Мурманска

В Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-159 с экипажем

Монетизация льгот

Сотовая связь

Повременка

Рыболовецкое судно "Малахит" потерпело крушение в Баренцевом море

Выборы в Государственную Думу РФ

Загрязнение питьевой воды птицефабрикой "Мурманская"

На Мурманскую область обрушился сильный шторм

Забастовка горняков на ОАО "Апатит"

Убийство заместителя гендиректора "ТВ-21" Дмитрия Швеца

Облучение сотрудников СевРАО

Радиационная авария в районе г.Полярного

Прекращение полномочий Вячеслава Попова в СФ

    murman.ru » Актуальные темы

Транспорт

2 июля 2014 г. 07:55

Российская газета

Ледоколы нового поколения появятся в России в 2017 году

Кольский полуостров, где находится база атомного ледокольного флота и действует первая атомная электростанция, построенная за Полярным кругом, сейчас покрыт зеленью. Солнце в ночные часы почти не заходит, но в горах и на высоких сопках все еще лежит снег. Именно таким – суровым и манящим – увидели этот край представители Международного агентства по атомной энергии, побывавшие на объектах госкорпорации "Росатом" в Мурманской области.

Как и первая в мире АЭС, пущенная под Москвой в июне 1954 года – ровно 60 лет назад, эти уникальные объекты на Севере России доказывают востребованность и конкурентоспособность атомных технологий в сравнении с другими видами электрогенерации и транспортно-энергетическими установками.

Еще одним сигналом в подтверждение лидирующих позиций России в развитии новых технологий стал пуск в конце июня реактора БН-800 на Белоярской атомной электростанции. Эта АЭС на Урале не случайно привлекает внимание профессионалов-атомщиков всего мира. По словам заместителя гендиректора "Росатома" Александра Локшина, реакторы "на быстрых нейтронах" – это завтрашний день промышленной ядерной энергетики, без них уже невозможно представить дальнейшее развитие. Причем, технологиями "быстрых" реакторов обладают очень немногие страны, и Россия тут безусловный лидер. Такие энергоблоки с сопутствующей инфраструктурой призваны расширить топливную базу атомной энергетики и снять, минимизировать проблему радиоактивных отходов за счет вовлечения уже использованного ядерного топлива в повторный цикл.

"Росатом", обладающий большим потенциалом новых технологий и проектов, заинтересован в расширении международного сотрудничества, подчеркивает глава корпорации Сергей Кириенко. В том числе на новых для себя рынках, где прежде работали преимущественно французские, немецкие и американские компании. Латинскую Америку, Юго-Восточную Азию, Ближний Восток и юг Африки российские атомщики рассматривают в числе приоритетных направлений своей деятельности. Подтверждение тому – рабочие встречи, переговоры и уже подписанные соглашения с потенциальными партнерами в этих регионах мира. Очередное – о постройке первой АЭС в Иордании – ожидается к концу лета, сообщил генеральный директор компании "Русатом Оверсиз" Джомарт Алиев.

Официальные представители из Иордании, Саудовской Аравии, Кувейта, а также из Вьетнама, Сингапура и ЮАР не упустили возможности побывать этим летом на атомных объектах в российском Заполярье. По словам заместителя гендиректора МАГАТЭ Александра Бычкова, "Росатом" заблаговременно направил приглашения всем послам, аккредитованным при штаб-квартире агентства в Вене. И это не первый жест доброй воли со стороны России и руководства атомной госкорпорации, когда на ее объекты приглашают официальных представителей и экспертов, работающих на постоянной основе с МАГАТЭ.

100 миллиардов долларов достигнет к концу 2014 года портфель зарубежных заказов "Росатома" на ближайшие десять лет.

– А уж ехать или нет, каждый решает сам, – уточняет Бычков. – Никаких официальных установок на этот счет агентство не дает…

– Первый такой визит был организован в прошлом году на Калининскую АЭС, – напомнил советник генерального директора "Росатома" по международным вопросам Владимир Кучинов. – А в этот раз решили показать, что мирный атом и российские ядерные технологии эффективно и безопасно работают в условиях Крайнего Севера. И проблемы, которые достались из прошлого, здесь тоже умеют преодолевать, не перекладывая их на плечи будущих поколений.

Началась официальная программа с осмотра нового берегового объекта в губе Сайда, где размещают на длительное – до 100 лет – и контролируемое хранение отслужившие свой срок реакторы и утилизированные атомные подводные лодки. С тех пор, как эта специфическая деятельность перешла от Военно-морского флота в ведение "Росатома" и, в частности, его дочерней компании "СевРАО", здесь проведены масштабные реабилитационные работы и создана современная инфраструктура для выполнения сложных и потенциально опасных технологических операций.

Глава "СевРАО" Валерий Пантелеев, показывая гостям уже действующий объект и размещенные на нем реакторные отсеки АПЛ, не преминул отметить, что такой результат стал возможен благодаря финансовой и технической помощи со стороны Германии, как наиболее деятельного участника программ по сокращению ядерного наследия и преодолению последствий "холодной войны".

– Попытки некоторых политиков на западе и в США запугать Россию санкциями на рабочих планах и деловых отношениях с нашими партнерами в Германии никак не отразились, – подчеркнул руководитель "СевРАО". – Как и прежде, раз в месяц мы встречаемся, оцениваем сделанное, что-то корректируем, намечаем новые задачи и оптимальные пути к их решению…

На Кольском полуострове полувековая гонка ядерных вооружений оставила особенно много следов, которые российские специалисты с участием зарубежных партнеров последовательно убирают. В результате накоплен уникальный опыт, который может быть широко использован в других странах при выводе из эксплуатации опасных объектов. Все необходимые технологии досконально отрабатываются "Росатомом" и его подразделениями при окончательной утилизации АПЛ, обращении с отработанным ядерным топливом и реабилитации береговых технических баз, принятых у ВМФ.

Эта деятельность, судя по вопросам и общей реакции представителей МАГАТЭ, получила высокую оценку. А в составе делегации были представители 15 государств, включая, (помимо упомянутых выше), Алжир, Армению, Египет, Индию, Китай, Никарагуа, Пакистан, Турцию и Японию.

Постоянные представители 15 стран, работающие при МАГАТЭ, посетили Кольскую АЭС и базы атомного флота.

На Кольской атомной станции – первой АЭС, построенной за Полярным кругом – дипломаты и эксперты смогли побывать в реакторном и машинном отделениях, задать вопросы директору станции Василию Омельчуку, оценить работу дежурного персонала на блочном щите управления, проверить свои познания и навыки в тренажерном центре, которым тут не без оснований гордятся.

С не меньшей гордостью показывали гостям ноу-хау Кольской атомной – свой особый комплекс переработки жидких радиоактивных отходов (ЖРО). Он разработан и запущен здесь в промышленном масштабе в 2006 году. Как пояснил заместитель главного инженера по безопасности и надежности Игорь Маракулин, их метод позволяет концентрировать основные радионуклиды из больших объемов ЖРО в сравнительно небольшие, вроде 200-литровой бочки, фильтр-контейнеры, которые обеспечивают безопасное хранение содержимого в течение 300-500 лет.

Технология носит название ионоселективной сорбции. Она является уникальной чисто российской разработкой и позволяет сократить объем подлежащих захоронению радиоактивных отходов в 50 раз, утверждают на АЭС. А то, что получается в результате такой переработки, представляет собой солевой плав, не относящийся к категории радиоактивных отходов. При определенных условиях он может стать исходным промышленным сырьем.

Ввод в действие такого комплекса позволил решить на Кольской АЭС проблему переработки так называемых кубовых остатков, накопившихся за время эксплуатации станции. Директор АЭС подробно ответил на вопросы гостей и дал понять, что у этого метода могут быть серьезные перспективы на других АЭС, причем не только в России.

За стенами реакторного отделения и комплекса переработки ЖРО представителям МАГАТЭ показали "эхо Фукусимы в действии". Меньше минуты потребовалось оператору, чтобы отреагировать на вводную задачу и запустить резервный дизель-генератор. Такие установки и раньше были на Кольской атомной. С учетом пост-фукусимских требований были закуплены и смонтированы дополнительные генераторы и продуманы до мелочей схемы их аварийного подключения в случае нужды. Аналогично выглядит картина и с передвижными насосными станциями. В итоге у представителей МАГАТЭ даже не возникло вопросов по их работе.

Это, впрочем, понятно: на российских атомных станциях многие уже бывали, а вот на действующем атомном ледоколе большинство оказалось в первый раз. И потому вопросов к капитану, членам экипажа и генеральному директору компании "Росатомфлот" Вячеславу Рукше было особенно много – про ресурс реактора и степень обогащения топлива в нем, про толщину льда, который способен преодолевать атомный ледокол, подготовку персонала и режим несения вахты на корабле…

В ближайшие годы, рассказал Вячеслав Рукша, объем работы для "вездеходов Арктики" – как называют атомные ледоколы – резко возрастет. Увеличение грузопотока с нынешних 1,5 до 17-18 млн тонн связывают с началом масштабного производства сжиженного газа на полуострове Ямал. Второй приоритетной задачей для "Атомфлота", подчеркнул Рукша, было и будет развитие международного транзитного судоходства на Севморпути. Оно будет осуществляться при тесной и взаимовыгодной кооперации с крупными судовладельцами и компаниями-перевозчиками в Европе и Юго-Восточной Азии, такими как "НОВАТЭК", французская Total, китайская CNPC.

Чтобы гарантировать себе и соседним странам круглогодичную навигацию в Арктике и обеспечить эффективную проводку судов по трассе Севморпути, Россия, как уже сообщалось, начала строительство атомных ледоколов нового поколения. Первый из трех кораблей этой серии с 2013 года строится на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. С той же верфью заключены контракты на два последующих.

По плану новые ледоколы начнут вводить в строй с 2017-2018 годов. А до того времени вся нагрузка ляжет на четыре ныне действующих атомных корабля: "Вайгач", "Таймыр", "Ямал" и "50 лет Победы".

– Еще один атомный ледокол под названием "Советский Союз", построенный в 1989 году и находящийся сейчас в резерве, к 2017 году будет восстановлен и подключен к работам на Севморпути, – сообщил Рукша во время визита в Мурманск постпредов МАГАТЭ.

Одновременно с "Советским Союзом" будет восстановлена техническая готовность и продлен ресурс единственного в своем роде транспортного судна с ядерной энергетической установкой – лихтеровоза "Севморпуть". В свое время он уже выполнял задачи по перевозке грузов на арктических маршрутах и теперь, к радости экипажа, возвращается к активной жизни.

Тхиеп Нгуйен, посол при международных организациях в Вене, постоянный представитель Вьетнама в штаб-квартире МАГАТЭ:

– В этой поездке я был в двух лицах – как постоянный представитель Вьетнама при международных организациях в Вене и как избранный председатель Совета управляющих МАГАТЭ. Поэтому с большим удовольствием принял приглашение "Росатома" и присоединился к группе коллег из 14 стран. Мои задачи как посла определяются задачами, которые вытекают из соглашений между Вьетнамом и Россией в области атомной энергетики. Было важно увидеть еще одну действующую АЭС России, познакомиться с ее спецификой и тем важным опытом, который здесь получен в переработке РАО. Это общая проблема для атомной энергетики, и решения, найденные специалистами Кольской АЭС, мне представляются ценными. Думаю, что они уже сейчас востребованы во многих странах и будут востребованы завтра.

Я с оптимизмом и уверенностью смотрю на будущее сотрудничество России и Вьетнама в сфере атомной энергетики. И мечтал бы как можно скорее увидеть в своей стране атомную электростанцию, похожую на Кольскую. Надеюсь, что продвижению к этой цели будет способствовать и наш визит. В отчете по его итогам я намерен сказать, что мы полностью доверяем России, "Росатому" и что предлагаемые зарубежным партнерам российские проекты и технологии в атомной сфере отвечают самым высоким стандартам безопасности.

А если говорить с позиций председателя Совета управляющих МАГАТЭ, отмечу, что перед агентством стоят большие задачи, которые могут быть решены только при деятельном партнерстве всех государств-участников. Россия в этом отношении показываем нам пример.

Александр Бычков, заместитель генерального директора МАГАТЭ:

– Строго говоря, секретариат МАГАТЭ никаких особых целей перед этой поездкой не ставил. Это Россия как страна-участник в порядке доброй воли пригласила работающих в Вене послов посетить важные объекты на ее территории. Акция, безусловно, полезная и продуктивная уже потому, что дала возможность послам, имеющим, как правило, дипломатическое образование, на практике увидеть то, с чем они имеют дело в рамках своих полномочий в Вене. Не буду говорить за всех, но многих в этой поездке очень впечатлили атомные ледоколы, на которых удалось побывать. Как и вся история, связанная с их прошлой работой в Арктике. Это вдохновляющий пример использования атомной энергии при конструировании транспортно-энергетических установок.

Тоширо ОЗАВА, посол при международных организациях в Вене, постоянный представитель Японии в штаб-квартире МАГАТЭ:

– Просто фантастические впечатления от посещения действующего атомохода "Ямал" и первого атомного ледокола "Ленин", который теперь стал уникальным музеем. На объекте в губе Сайда нам показали и дали квалифицированные пояснения, как производится окончательная утилизация атомных субмарин, где и до каких пор будут находится реакторные отсеки, что с ними будет потом, и как обеспечивается безопасность на всех этапах технологического цикла. Что касается Кольской АЭС, хочу отметить исключительный профессионализм директора станции господина Омельчука. Имея дело одновременно с пятнадцатью послами, он проявил отменную коммуникабельность и очень достойно представил нам свое предприятие и российскую атомную энергетику в целом.

После аварии на АЭС "Фукусима" во всем мире стали больше внимания уделять безопасности. И здесь, на Кольской станции, я тоже увидел важные усовершенствования, которые предприняты в этих целях. Увеличено число передвижных дизель-генераторов, насосных станций, что в конечном счете повышает общую безопасность и устойчивость атомной электростанции в нештатных и критических ситуациях. Наблюдается укрепление связей по линии МАГАТЭ, ВАО АЭС, а также – что особенно важно – по линии страховых инспекций и компаний.

В отношении переработки РАО на Кольской АЭС и применимости этой технологии у нас на "Фукусиме", скажу так: масштаб задач тут совсем иной. Наша проблема в Японии – в огромном количестве низкоактивных отходов, которые, с одной стороны, проникли в грунтовые воды, а с другой – продолжают контактировать с высокоактивными материалами. Мы намереваемся решать свою проблему двумя способами. Во-первых, будем очищать те жидкие отходы, которые находятся в емкостях. Для этого будем использовать метод, который позволяет выводить все 63 вида радионуклидов, за исключением трития.

Второе направление – создание в грунте и под землей своего рода ледяной стены, чтобы остановить проникновение радионуклидов в подземные коммуникации и грунтовые воды.

Еще раз отмечу, что наши проблемы в сравнении с задачами, которые решают на Кольской АЭС, иного происхождения и совсем другого масштаба. Но, тем не менее, я с большим интересом послушал коллег и посмотрел на то, что и как они у себя делают. По итогам поездки я подготовлю отчет для своего правительства, где найдут отражение и вопросы, связанные с переработкой жидких РАО.

 
 Статьи по теме 
11.11.2020Пропускная способность железнодорожной инфраструктуры в Заполярье вырастет (Российская газета)
28.09.2020РЖД построили жизненно важный мост в Мурманской области (Российская газета)
20.06.2020Военные восстановили железнодорожное сообщение в Мурманской области (Интерфакс)
17.06.2020Что ждет Мурманский транспортный узел (Российская газета)
04.06.2020РЖД обещают восстановить объемы грузоперевозок в мурманский узел к октябрю (Интерфакс)
03.06.2020Железнодорожное сообщение с Мурманском обещают восстановить до июля (Интерфакс)
02.06.2020Железнодорожное сообщение с Мурманском и портом прервано (Meduza)
24.05.2018В Заполярье межмуниципальные перевозки оказались убыточными (Российская газета)
14.04.2015Мурманские автомобилисты пригрозили отказаться от ОСАГО (Российская газета)
27.01.2015В Заполярье простаивают поезда с углем и нефтепродуктами (Российская газета)
16.01.2015В порту Мурманска открылся пирс для круизных лайнеров (Российская газета)
05.12.2014Проезд в общественном транспорте подорожает (Российская газета)
28.10.2014Проезд с 2015 года можно будет оплатить по безналу (Российская газета)
01.10.2014Шесть портов СЗФО открыли для иностранных судов (Российская газета)
09.09.2014В СЗФО оптимизируют пригородные перевозки (Российская газета)
02.07.2014Ледоколы нового поколения появятся в России в 2017 году (Российская газета)
04.02.2014Мурманская область получит 24,8 млрд на развитие транспортной инфраструктуры (ИТАР-ТАСС)
14.01.2014В Мурманске создадут глубоководный морской хаб по переработке грузов (Российская газета)
05.11.2013Мощность Северного морского пути может увеличиться в несколько раз (Экперт. Северо-Запад)
09.10.2013Открылся самый северный в мире хайвей (BarentsObserver)
08.10.2013Грузопотоки в российской Арктике зависят от зарубежных спутников (Российская газета)
27.09.2013Строительство Мурманского транспортного узла начнется в 2014 году (Российская газета)
03.09.2013Заправка судов на рейде в нескольких российских портах прекращена (ИТАР-ТАСС)
20.08.2013В СЗФО появились межрегиональные авиарейсы (Российская газета)
15.08.2013В "Русской Арктике" международная парусная регата нарушала законы РФ (Российская газета)
31.07.2013Немецкий яхтсмен прервал экспедицию в Заполярье (Российская газета)
23.07.2013Количество рейсов по Севморпути может вырасти в пять раз (Газета.Ru)
20.06.2013В Петербурге подписали соглашение о строительстве трассы "Белкомур" (Российская газета)
20.06.2013Мурманский транспортный узел начнут строить в 2014 году (Российская газета)
17.06.2013Автотрассу "Кола" на подъезде к Мурманску обновят к 2016 году (Российская газета)

Страницы: ← предыдущая  следующая →
123456789

 
 
Copyright © 1999—2024
webmaster@murman.ru
Размещение информации
Наши проекты | English | PDA
На сайте действует система коррекции ошибок Orphus. Чтобы сообщить о неточности или ошибке, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости в соцсетях:

Новости Murman.ru