10 апреля 2019 г. 07:53
Российская газета
В Мурманской области возвращаются к идее строительства нефтеперерабатывающих мощностей, сырьем для которых послужат углеводороды арктического шельфа. За последние 20 лет в России были построены и запущены только два достаточно крупных объекта нефтепереработки: Нижнекамский и Антипинский нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Всего в России около 30 крупных НПЗ, при этом в Арктике – энергетической кладовой будущего – до сих пор нет ни одного подобного предприятия. Добывать нефть на арктическом шельфе, чтобы везти ее в центр страны на переработку, а затем обратно на Север в виде готового топлива, вряд ли эффективно, уверены эксперты. Если перерабатывать ее ближе к месту добычи, это даст арктическим регионам экономию средств, уверены эксперты.
Наибольший эффект от этого можно получить именно в Мурманской области, полагают специалисты Института экономических проблем Кольского научного центра РАН Александр Биев и Алла Шпак. По их данным, общие издержки от регулярного завоза энергоресурсов в Мурманскую область в 2014 году составляли около 5 миллиардов рублей в год. Сегодня с учетом роста цен эта сумма существенно выше. Ученые подсчитали, что если перерабатывать нефть в Мурманской области, то регион сможет сэкономить на доставке автомобильного бензина более 368 миллионов рублей в год, дизельного топлива – 648 миллионов, а на топочном мазуте – 2,1 миллиарда рублей в год.
Подсчитав расходы на доставку топлива в Республику Саха, Мурманскую и Сахалинскую области, ученые пришли к выводу, что только за счет сокращения транспортной составляющей можно снизить издержки в сфере нефтепродуктообеспечения этих трех регионов на 44,4 процента. Идея строительства в Заполярье нефтеперерабатывающего завода "носится в воздухе" еще с 1999 года. Сейчас она вновь актуальна, поскольку поставки нефти арктических месторождений растут. Объем морского экспорта арктической нефти вне магистральных нефтепроводов в 2018 году составил 17,04 миллиона тонн – на 157 тысяч тонн больше, чем в 2017 году. Это произошло благодаря росту добычи нефти на Новопортовском месторождении на Ямале и Приразломном месторождении на шельфе Печорского моря.
Но мнения экспертов расходятся в важном аспекте: нужен Мурманской области мазут местного производства или не нужен, поскольку регион взял курс на газификацию и уход от мазутозависимости.
– У нас был один-единственный жизнеспособный проект НПЗ – строительство завода-двадцатимиллионника по выпуску нефтепродуктов и нефтехимии, увязанного с освоением Штокмана, – отмечает Андрей Ильин, вице-президент Торгово-промышленной палаты Мурманской области. – Думаю, что в недалеком будущем сюда все же придет газ, который понадобится в качестве топлива для крекинга нефтепродуктов. В этом случае при наличии хорошей конъюнктуры на рынке нефтепродуктов строительство НПЗ будет возможно.
Еще один вопрос – должен быть свободный, незаконтрактованный объем нефти, которую можно было бы перерабатывать. И третий вопрос – что производить и куда сбывать продукцию НПЗ. Я уверен, что производить здесь мазут для котельных – это полнейшая утопия. Нам необходимо прежде всего топливо для двигателей внутреннего сгорания. Потребителей у нас много, и это хороший экспортный продукт.
Но необходимы дополнительные исследования и расчеты, поскольку ситуация на рынке нефтепродуктов изменилась. Единственное, что осталось прежним, – это высокая потребность внутреннего рынка в топливе, которая растет сейчас и будет расти в ближайшие годы.
В конце 2018 года на VIII Международном форуме "Арктика: настоящее и будущее" представители властей региона предложили рассмотреть возможность перевалки нефти не через рейдовые комплексы, а через береговые. Это более затратный вариант, но он безопаснее с точки зрения экологии. По мнению аналитиков, у него есть и еще одно преимущество: более надежная "привязка" перевалки нефти к Мурманску и возможность организовать переработку ее части на территории региона. Собрать необходимый объем нефти для будущего НПЗ в Мурманской области технически вполне возможно, уверены эксперты.
Но при этом очень важно создать в регионе экономически привлекательные условия для владельцев сырья.
– Области необходим завод мощностью минимум пять-шесть миллионов тонн нефти в год. Легкие нефтепродукты можно пускать на экспорт, а мазут использовать внутри региона. Газ – это здорово, но под него нужно менять все котловое хозяйство, строить газопроводы. Проект газификации региона будет окупаться в течение 10-15, а то и 20 лет, и в этот срок необходимо обеспечивать энергетическую безопасность региона. Кроме того, рейдовый комплекс по перевалке СПГ еще не гарантирует газоснабжения Мурманской области, поскольку он не предназначен для обратного превращения сжиженного природного газа в обычный, – рассказал Михаил Григорьев, член научного совета РАН при Совете безопасности РФ.
06.10.2021 | Мурманской области нужны дополнительные средства на отказ от мазута (РИА "Новости") |
01.10.2021 | Газпром потратит более полумиллиарда рублей на консервацию дороги к Штокману (Интерфакс) |
09.07.2021 | Газификация Мурманской области стоит более 300 млрд рублей (ТАСС) |
29.05.2021 | Газификация Мурманской области позволит привлечь 400 млрд рублей инвестиций (Интерфакс) |
15.05.2021 | Расчёты по газификации Заполярья сделают к 15 июня (Интерфакс) |
23.07.2020 | Для газификации Мурманской области потребуется 4,8 млрд тонн газа в год (Интерфакс) |
09.12.2019 | Отпарные газы "Новатэка" не помогут газифицировать Мурманскую область (REGNUM) |
14.08.2019 | Перевалка сжиженного природного газа в Заполярье начнется в декабре (Российская газета) |
30.04.2019 | Перевалочный СПГ-комплекс в Мурманске запустят в 2023 году (ТАСС) |
10.04.2019 | В Заполярье планируют открыть производство по выпуску нефтепродуктов (Российская газета) |
25.03.2017 | Власти считают газификацию Мурманской области невыгодной (REGNUM) |
12.07.2016 | В Мурманске планируют построить нефтеперерабатывающий завод (Российская газета) |
18.03.2016 | "Роснефть" больше не хочет строить терминал в Мурманске (КоммерсантЪ) |
03.02.2016 | Из Мурманска начался экспорт арктической нефти (Российская газета) |
25.11.2015 | В Мурманске построят три плавучие платформы для сжижения газа (Российская газета) |
29.07.2015 | Total вышла из Штокмановского проекта (ТАСС) |
03.07.2015 | Доступ госкомпаний к шельфу может быть ограничен (Ведомости) |
30.06.2015 | Буровая стратегия (Российская газета) |
19.06.2015 | В Мурманской области появится промышленный парк шельфовой разведки (Российская газета) |
02.06.2015 | Штокмановский проект для Total неактуален (ТАСС) |
27.05.2015 | "Роснефтегазу" отдали половину участка в Баренцевом море (КоммерсантЪ) |
17.02.2015 | Арктика подождет (Российская газета) |
24.01.2015 | Мурманская область станет крупнейшей нефтеперевалочной базой (ГТРК "Мурман") |
12.01.2015 | Правительство создает арктическую базу "Роснефти" (Российская газета) |
26.12.2014 | "Роснефть" отложит реконструкцию судоремонтного завода в Заполярье (Российская газета) |
23.12.2014 | Дешевая нефть сделала убыточными шельфовые проекты (Российская газета) |
10.12.2014 | "Шельфовые проекты более рентабельны, чем проекты на суше" (КоммерсантЪ) |
28.10.2014 | "Роснефть" попросила отложить освоение арктического шельфа (Slon.ru) |
24.09.2014 | "Роснефть" просит у правительства особые условия для работы на шельфе (РБК) |
22.09.2014 | Власти Мурманской области ждут развертывания производства "Роснефти" (РИА "Новости") |
|
Страницы: ← предыдущая следующая →
|