28 января 2015 г. 07:43
Российская газета
Рыбопромысловым судам разрешено пересекать российскую границу во время промысла в уведомительном порядке. Об этом говорится в поправках к федеральному закону "О государственной границе", которые вступили в силу 11 января 2015 года. Но в реальности эти поправки до сих пор не работают: рыбакам приходится оформлять выход из порта так же, как это делалось до 11 января.
Напомним, законодатели решили освободить рыбаков от утомительных бумажных формальностей при выходе на промысел. Послабления распространяются на российские суда, которые работают во внутренних морских водах, территориальном море, в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) и на континентальном шельфе РФ, сообщает официальный сайт Росрыболовства. Новые поправки разрешили судам неоднократно пересекать границу, не проходя пограничный, таможенный и прочие виды контроля. Но это можно делать при двух условиях. Во-первых, корабли должны быть оснащены устройствами, которые автоматически передают информацию об их местоположении в море. Во-вторых, нужно уведомлять погранслужбу о намерении пересечь границу. Иными словами, капитан судна сообщает пограничникам о том, что ему предстоит пересечь границу, после чего те начинают отслеживать путь корабля. Кроме того, поправки разрешают рыбакам пересекать границу без контроля за перегрузкой уловов на транспортные суда в территориальном море РФ, если погода не позволяет перегрузить улов за его пределами.
О необходимости ослабить контроль при переходе границы рыбаки говорят уже давно. Из-за того, что нужно оформлять пересечение границы, рыбакам приходится делать дополнительные переходы в сотни миль, теряя промысловое время и расходуя топливо на миллионы рублей без всякой пользы.
Любопытно, что год назад Госдума также принимала "пограничные" поправки, но разрешила пересекать границу в упрощенном порядке только торговым судам, за исключением рыболовных. Тогда это вызвало возмущение рыбаков Сахалина. Они заявили, что Кодекс о торговом мореплавании относит рейсы рыболовных траулеров также к торговому мореплаванию. По сути, это решение столкнуло лбами людей, работающих в одних и тех же морях и пересекающих границу с одной и той же целью.
Чтобы оформить пересечение границы, рыбакам приходится делать дополнительные переходы в сотни миль.
Ради справедливости стоит сказать, что законодатели дали рыбакам право неоднократно пересекать границу без контроля еще в 2007 году. Для этого нужно было оформлять отдельное разрешение. Но и здесь возникали сложности, например, у транспортных судов, которые перевозят рыбопродукцию после ее перегрузки с борта траулеров. Разрешение могли получить только рыбаки, предъявив копию промыслового билета. Транспортные суда этот билет не могут иметь по определению, так как они не ловят рыбу, а лишь перевозят ее. Рыбаки тоже отмечали, что пересекать границу стало легче далеко не всегда и не всем.
– Сложности возникали во время мойвенной путины, – приводит один из примеров генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера Василий Никитин. – Допустим, судно получило разрешение на неоднократное пересечение границы. Затем судно было отдано в аренду. После этого разрешение приходится переоформлять. Или, допустим, судно имеет две квоты на лов рыбы – прибрежную и океаническую. Но одно разрешение не дает права ловить рыбу по обоим квотам, и в этом случае приходится оформлять его дважды.
Этот порядок пересечения границы хоть и стал менее сложным, все же оставлял желать лучшего. Из-за этого возникали проблемы с промыслом мойвы – рыбы Баренцева моря, очень популярной среди покупателей за ее вкус и дешевизну. Судно, имея разрешение на неоднократное пересечение границы, преследует косяк мойвы. Если рыба уходит в норвежскую экономическую зону, траулер не может пересечь границу и продолжать ловить мойву там, поскольку разрешение дает право лишь на пересечение границы, а не на промысел в НЭЗ. В этом случае рыбакам приходится возвращаться в порт, оформлять заход в НЭЗ и только после этого отправляться туда на промысел. За это время мойва уходит в другой район, и ее приходится искать заново.
Новые поправки в закон о госгранице призваны устранить все эти проблемы. По мнению рыбаков, из его текста следует, что сейчас для выхода в море достаточно отправить факс или электронное письмо в погрануправление и таможню о выходе в море и спокойно уходить ловить рыбу. Однако в реальности все пока остается по-старому. По словам генерального директора одного из предприятий прибрежного промысла Сергея Махотина, пограничники проинформировали рыбаков о том, что пока порядок пересечения границы не меняется, поскольку неясен механизм реализации закона.
– Если закон трактовать так, как трактуем его мы, то получается, что на борт судна уже не должны приходить ни пограничники, ни таможенники, – подчеркнул он. – Получается, что такое количество контролеров больше не нужно, и их придется убирать. Нам сказали так: те, у кого есть старое разрешение о неоднократном пересечении границы, пока должны работать по нему.
В региональном пограничном управлении и Мурманской таможне от комментариев отказались. Эксперты отмечают, что сейчас новый закон о границе приводится в соответствие с законодательством Таможенного союза. Однако больше всего у рыбаков вызывает недоумение тот факт, что этот вопрос возник не до вступления нового документа в силу, а после.
24.06.2022 | Развитие Мурманского транспортного узла, ресурсный потенциал региона и перевооружение судоремонтных мощностей обсудили на заседании Госкомиссии по вопросам развития Арктики (Правительство Мурманской области) |
17.06.2022 | ПМЭФ – 2022: Андрей Чибис на полях форума представил инвестпотенциал Мурманской области (Правительство Мурманской области) |
16.06.2022 | ПМЭФ – 2022: "Арктика – территория развития, точка роста для России. При нашей грамотной работе люди будут стремиться жить и работать в регионе" – Андрей Чибис (Правительство Мурманской области) |
16.02.2022 | Рыбаки попросили продлить предельные сроки строительства новых судов (Российская газета) |
02.02.2022 | В Печенгском округе Заполярья развивается сфера гостеприимства (Российская газета) |
15.12.2021 | На подъём затонувших судов выделили более миллиарда рублей (Российская газета) |
01.12.2021 | Мурманские порты столкнулись с нехваткой пропускной способности (Российская газета) |
04.11.2021 | Мурманская область первой в России откроет горнолыжный сезон (Российская газета) |
28.10.2021 | Половину бюджета Заполярья 2022 года направят на социальную сферу (РИА "Новости") |
27.10.2021 | Интернет в Заполярье станет быстрее (Российская газета) |
06.10.2021 | Налоговые поступления от туризма в Заполярье остаются низкими (Российская газета) |
06.10.2021 | Объемы прибрежного вылова промысловых видов рыб в Белом море упали (Российская газета) |
06.10.2021 | В СЗФО вслед за пиломатериалами и комплектующими выросли цены на мебель (Российская газета) |
29.09.2021 | Чибис назвал проект "Нового Мурманска" "якорем" для будущих поколений (РИА "Новости") |
23.09.2021 | Мурманская область привлекает всё больше инвесторов (Российская газета) |
16.09.2021 | В Заполярье вводят беспрецедентные меры поддержки строительства жилья (Российская газета) |
11.09.2021 | Место съёмки – Мурманская область (ТАСС) |
23.08.2021 | В Мурманской области рассказали об инвестициях в развитие Териберки (РИА "Новости") |
11.08.2021 | Российская рыбная отрасль получит новые спасательные суда (Российская газета) |
23.06.2021 | Трудовым мигрантам упростят въезд в Арктику (Российская газета) |
23.06.2021 | В Заполярье модернизируют систему продовольственных рынков (Российская газета) |
28.05.2021 | ТОР "Столица Арктики" за год принесла 55 миллиардов рублей инвестиций (Российская газета) |
26.05.2021 | В Заполярье предлагают ввести квоты на привлечение малого бизнеса в крупные инвестиционные проекты (Российская газета) |
25.05.2021 | Жители Заполярья смогут получить гектар земли в регионе в упрощенном порядке (Российская газета) |
19.05.2021 | Эксперт рассказал о перспективах мурманского порта "Лавна" (Российская газета) |
21.04.2021 | Развивать региональный туризм поможет стритфуд-торговля (Российская газета) |
21.04.2021 | В Заполярье будут выращивать собственные лесные саженцы (Российская газета) |
10.02.2021 | Объем инвестиций в Заполярье превысит 200 миллиардов рублей (Российская газета) |
03.02.2021 | "Незаходным" судам запретят вести промысел в российской зоне (Российская газета) |
20.01.2021 | Эксперты предложили изменить требования безопасности мореплавания (Российская газета) |
|
Страницы: ← предыдущая следующая →
|