25 ноября 2013 г. 19:59
Российская газета
Северо-западные предприятия, которые занимаются прибрежным крабовым промыслом, оказались на грани банкротства. Некоторые даже сдают "лишние" суда на металлолом, чтобы избавиться от расходов на их содержание. Причиной этому стал длящийся уже несколько лет запрет властей добывать камчатского краба на континентальном шельфе Баренцева моря, заявил представитель сообщества краболовов Мурманской области Михаил Минасян.
– Я в этом году попилил на металлолом уже два корабля и уволил 70 человек, – рассказал он. – Все береговые заводы, перерабатывающие краба, стоят. Убытки колоссальны. Квоты на краба распределялись на аукционах, и в 2008 году мы заплатили $5 млн за выигранные на аукционе 360 тонн краба. Для этого пришлось влезть в кредиты, у меня заложено в банке даже личное имущество, в том числе квартира. Сейчас предприятие должно банкам примерно $9 млн, мы еле справляемся с выплатой процентов, и то благодаря небольшой рыбной квоте. Если я кредиты не верну – я бомж.
Поначалу предполагалось, что 70% крабовой квоты получат океанисты, а 30% достанутся прибрежникам. Но через год после аукциона доля прибрежников уменьшилась до 15%, еще через год – до 9%, потом до 3%. А с 2011 года и вовсе был введен мораторий на лов краба в прибрежной зоне. Сегодняшняя квота на лов камчатского краба составляет около 6,5 тысяч тонн, которую осваивают только предприятия океанического лова.
Добывать этот дорогостоящий ресурс прибрежники не имеют права. По данным рыбохозяйственной науки, краб – это "сидячий" вид и обитает на континентальном шельфе. Ловить его в 12-мильной зоне нельзя, поскольку там попадается много самок и молоди. А выходить на крабовый промысел за пределы 12-мильной зоны прибрежникам не позволяет законодательство. А вот ловить треску дальше 12 миль им разрешается.
По словам заместителя директора по науке Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО) Евгения Шамрая, существует постановление правительства РФ, по которому прибрежное рыболовство можно вести "на континентальном шельфе Российской Федерации в Балтийском и Черном морях". Баренцева моря в этом перечне нет. По сути, достаточно было бы просто включить в него Баренцево море или поставить запятую после слова "Федерации", чтобы все стало на свои места.
Прибрежные краболовы считают этот запрет добычи краба на шельфе неправомерным, а научные данные по молоди в 12-мильной зоне – подтасованными в пользу океанических предприятий. С ними в определенной мере солидарны рыбаки-океанисты, которые утверждают, что краба в Баренцевом море развелось слишком много, и это наносит вред исконным местным видам.
– Я считаю, что краба надо всеми силами истреблять, – считает член правления Союза рыбопромышленников Севера Юрий Задворный. – Недаром в Норвегии принят закон об агрессивном неквотируемом промысле краба западнее 26 меридиана, чтобы он не уничтожал икру трески и ее кормовую базу. Норвежцы даже высказывали нам претензии – зачем, мол, вы его завозили? Думаю, что ларчик открывается просто: компании, которой сегодня принадлежит основная квота на краба, не нужны конкуренты.
Представители ПИНРО считают, что прибрежники-краболовы "передергивают карты". Евгений Шамрай подчеркивает, что наверняка можно найти участок в пределах 12-мильной зоны, где не будет попадаться молодь и самки краба. Для этого нужно, чтобы краболовы взяли на борт одного из своих судов сотрудника ПИНРО. Такой вариант ученые предлагали промышленникам не раз, но те не соглашаются. Нужно, чтобы представитель науки увидел на месте, что в том районе в приловах нет "маломерки". Дело в том, что если поднятого на борт краба поломали, то после этого уже нельзя отличить самку и молодь от других особей.
Понятно, что в этом затянувшемся конфликте каждая сторона отстаивает в первую очередь свои бизнес-интересы. Но все эксперты сходятся в одном: властям пока не удается создать такую систему регулирования крабового промысла, которая позволяла находить максимальный компромисс между участниками рынка.
24.06.2022 | Развитие Мурманского транспортного узла, ресурсный потенциал региона и перевооружение судоремонтных мощностей обсудили на заседании Госкомиссии по вопросам развития Арктики (Правительство Мурманской области) |
17.06.2022 | ПМЭФ – 2022: Андрей Чибис на полях форума представил инвестпотенциал Мурманской области (Правительство Мурманской области) |
16.06.2022 | ПМЭФ – 2022: "Арктика – территория развития, точка роста для России. При нашей грамотной работе люди будут стремиться жить и работать в регионе" – Андрей Чибис (Правительство Мурманской области) |
16.02.2022 | Рыбаки попросили продлить предельные сроки строительства новых судов (Российская газета) |
02.02.2022 | В Печенгском округе Заполярья развивается сфера гостеприимства (Российская газета) |
15.12.2021 | На подъём затонувших судов выделили более миллиарда рублей (Российская газета) |
01.12.2021 | Мурманские порты столкнулись с нехваткой пропускной способности (Российская газета) |
04.11.2021 | Мурманская область первой в России откроет горнолыжный сезон (Российская газета) |
28.10.2021 | Половину бюджета Заполярья 2022 года направят на социальную сферу (РИА "Новости") |
27.10.2021 | Интернет в Заполярье станет быстрее (Российская газета) |
06.10.2021 | Налоговые поступления от туризма в Заполярье остаются низкими (Российская газета) |
06.10.2021 | Объемы прибрежного вылова промысловых видов рыб в Белом море упали (Российская газета) |
06.10.2021 | В СЗФО вслед за пиломатериалами и комплектующими выросли цены на мебель (Российская газета) |
29.09.2021 | Чибис назвал проект "Нового Мурманска" "якорем" для будущих поколений (РИА "Новости") |
23.09.2021 | Мурманская область привлекает всё больше инвесторов (Российская газета) |
16.09.2021 | В Заполярье вводят беспрецедентные меры поддержки строительства жилья (Российская газета) |
11.09.2021 | Место съёмки – Мурманская область (ТАСС) |
23.08.2021 | В Мурманской области рассказали об инвестициях в развитие Териберки (РИА "Новости") |
11.08.2021 | Российская рыбная отрасль получит новые спасательные суда (Российская газета) |
23.06.2021 | Трудовым мигрантам упростят въезд в Арктику (Российская газета) |
23.06.2021 | В Заполярье модернизируют систему продовольственных рынков (Российская газета) |
28.05.2021 | ТОР "Столица Арктики" за год принесла 55 миллиардов рублей инвестиций (Российская газета) |
26.05.2021 | В Заполярье предлагают ввести квоты на привлечение малого бизнеса в крупные инвестиционные проекты (Российская газета) |
25.05.2021 | Жители Заполярья смогут получить гектар земли в регионе в упрощенном порядке (Российская газета) |
19.05.2021 | Эксперт рассказал о перспективах мурманского порта "Лавна" (Российская газета) |
21.04.2021 | Развивать региональный туризм поможет стритфуд-торговля (Российская газета) |
21.04.2021 | В Заполярье будут выращивать собственные лесные саженцы (Российская газета) |
10.02.2021 | Объем инвестиций в Заполярье превысит 200 миллиардов рублей (Российская газета) |
03.02.2021 | "Незаходным" судам запретят вести промысел в российской зоне (Российская газета) |
20.01.2021 | Эксперты предложили изменить требования безопасности мореплавания (Российская газета) |
|
Страницы: ← предыдущая следующая →
|