Портал Мурманской области Murman.ru   
Поиск
  НовостиАдреса  |  Аукцион  |  Фото  |  Кино  |  Погода | Тендеры | Знакомства  | Форум Где искать: 
   Актуальные темы
Экономика региона

Арктика

Социальная сфера

ЖКХ

Культурная жизнь края

Полезные ископаемые Кольского полуострова

Природа и экология Кольского полуострова

Нефть и газ

Международное сотрудничество

Выборы в Мурманске и области

Образование и наука

Радиационная безопасность

Северный флот

Спорт

Транспорт

Политика

Отопительный сезон в Мурманской области

Дело против активистов Greenpeace

Миллиардные хищения в энергетике

Выборы губернатора Мурманской области

Сотрудничество со странами Баренц-региона

Информация пресс-службы УМВД

Штокмановский проект

Национальные проекты

Из оперативной сводки Мурманской таможни

Информация Управления Россельхознадзора по Мурманской области

Инцидент в Баренцевом море с российским судном "Электрон"

Строительство гипермаркета в центре Мурманска

В Баренцевом море затонула атомная подводная лодка К-159 с экипажем

Монетизация льгот

Сотовая связь

Повременка

Рыболовецкое судно "Малахит" потерпело крушение в Баренцевом море

Выборы в Государственную Думу РФ

Загрязнение питьевой воды птицефабрикой "Мурманская"

На Мурманскую область обрушился сильный шторм

Забастовка горняков на ОАО "Апатит"

Убийство заместителя гендиректора "ТВ-21" Дмитрия Швеца

Облучение сотрудников СевРАО

Радиационная авария в районе г.Полярного

Прекращение полномочий Вячеслава Попова в СФ

    murman.ru » Актуальные темы

Сотрудничество со странами Баренц-региона

24 января 2005 г. 11:15

Пять норвежских экспертов предложили три возможных сценария развития Архангельской и Мурманской областей, Карелии, Коми и НАО на ближайшее десятилетие

Новая книга под названием "Российский Баренцев Регион к 2015 году" будет представлена 7 февраля в Мурманском государственном техническом университете.

Авторы – пять норвежских экспертов – предлагают три возможных сценария развития Архангельской и Мурманской областей, Карелии, Коми и НАО на ближайшее десятилетие: "Большая нефтяная площадка", "Заповедник Русского Медведя" и "Европейская периферия". Помимо авторов в презентации книги примут участие мурманские эксперты и общественные деятели.

Краткое изложение книги, полное название которой "Большая нефтяная площадка, Заповедник Русского Медведя или Европейская Периферия? Российский Баренцев Регион к 2015 году" на русском языке приводится далее.

Бьорн Брюнстад, Эйвинд Магнус, Филипп Свенсон, Гейр Хоннеланд, Индра Оверланд "Большая нефтяная площадка, Заповедник Русского Медведя или Европейская Периферия? Российский Баренцев Регион к 2015 году." Издательство Эбюрон Дефт 2004г.

Книга является завершением проекта сценарного анализа развития российской части Баренцева Евро-Арктического региона (Архангельская и Мурманская области, Республики Коми и Карелия, Ненецкий автономный округ) на ближайшее десятилетие. Проект осуществлялся совместными усилиями компании Econ Analysis, Института Фридтьофа Нансена, Норвежского Института Международных Отношений, юридической фирмы Wikborg Rein по инициативе и под руководством Econ Analysis.

В центре внимания авторов – вопросы развития энергетики в Баренцевой России, что объясняется огромным потенциалом региона в этом секторе и тем, что эти вопросы являются чрезвычайно важными для Норвегии

В первой части исследования содержится подробная экономико-географическая и политическая характеристика региона и анализ основных тенденций его развития.

Часть вторая посвящена возможным сценариям развития региона.

Сценарии развития Российской части Баренцева региона к 2015г.

Сценарий 1. Большая Нефтяная Площадка
1. Регион превращается в быстро растущий энергетический рынок глобального значения с главной ориентацией на экспорт энергоносителей в США.
2. Мотором развития становятся прямые иностранные инвестиции.
3. Регион становится прецедентом активной интернационализации нефтегазового сектора. Другие отрасли хозяйства переживают стагнацию.
4. Ситуация в области охраны окружающей среды и состояния здоровья населения остается тревожной.

На федеральном уровне после периода Ельцинской приватизации и децентрализации, а затем периода Путинской ре-централизации, власть накопила достаточно сил для ускорения необходимых реформ. Реформы подчинены главной цели Путина: удвоения ВВП в течение 10 лет. Было признано необходимым резко увеличить объем иностранных инвестиций, что более всего подходило нефтегазовому сектору. Федеральная власть и крупный бизнес договорились о перемирии на основе признания необходимости увеличения налогов на природные ресурсы и отказе от схем оптимизации налогообложения. Взамен бизнес получил большую свободу действий и стабильные условия деятельности.

В отношениях Россия-США был принят прагматический и партнерский подход. В политической системе России произошли изменения, во многом копирующие американскую модель. Россия перешла от политики балансирования между сверхдержавами к тесному партнерству с США. В основе сближения США и России лежали общие интересы, связанные с угрозой мирового терроризма, опасениями в отношении возрождающегося Китая и самоутверждающейся Европы, обоюдным неприятием международных договоров по изменению климата и международных судов. Интересы РФ и США совпали также в отношении взаимного ресурсного обеспечения. Россия способствовала диверсификации энергоснабжения американской экономики и предпочла использовать неизбежное проникновение США в "Ближнее Зарубежье" в своих целях. США и Россия создали совместные военные базы в Центральной Азии и на Кавказе и начали совместное патрулирование нефтепроводов в этих регионах для предотвращения террористических атак. Главной основой тесного сотрудничества явился Российско-американский энергетический диалог.

Возросшее доверие и партнерство между США и Россией послужило толчком к реформам в области участия иностранного капитала в Российской экономике. В небольших и средних нефтяных проектах иностранным компаниям было позволено работать самостоятельно, в то время как крупные проекты допускали их участие в альянсе с Российскими компаниями. Ключевыми факторами здесь явились окончательное одобрение Кремлем соглашений о разделе продукции, а также реформа российской судебной системы, увеличившая компетентность и независимость последней. Внутренние российские цены на газ прошли через постепенную либерализацию и к 2008г. в основном отражали международный уровень. Газпром пережил реформирование, и несмотря на то, что сохранил за собой экспортную монополию на газ, новые правила облегчили другим компаниям доступ к контролируемым им внутренним газопроводам. После ухода в 2008г. Путина доля государства в Газпроме постепенно уменьшилась с 51 до 34%, связь его с Кремлем уменьшилась, и компания превратилась в крупного игрока на международном нефтегазовом рынке с глобальными амбициями, похожего на других иностранных партнеров. На фоне продолжающегося американо-российского энергетического диалога Российская часть Баренцева региона с ее богатыми энергетическими ресурсами и близостью к восточному побережью США стала ключевым компонентом долгосрочного американского энергетического планирования.

Развитие нефтегазовой промышленности В Баренцевой России послужило толчком к активному проникновению в регион многонациональных нефтяных гигантов, таких как Коноко-Филипс, Эксон-Мобил, Шеврон Тексако, Бритиш Петролеум, Тоталь. После нескольких технических неудач в 2008г. началась промышленная добыча нефти на Приразломном месторождении. Перспективное нефтяное месторождение было обнаружено в 2011г. к западу от Колгуева. В 2009г. консорциум российских и зарубежных компаний завершил строительство нефтепровода из Западной Сибири до Мурманска, тем самым подорвав монополию Транснефти. Нефтепровод прошел через Усинск через горло Белого моря к Кольскому полуострову, что увеличило привлекательность нефтедобычи в районе Мезенской Синеклизы. В 2015г. добыча нефти началась на территории Мезенской Синеклизы. Благодаря высоким ценам на газ и новым технологиям в получении сжиженного газа Газпром и Коноко-Филипс создали консорциум по разработке Штокмановского месторождения. Экспорт сжиженного газа на рынки США начался в 2012г. после прокладки газопровода до материка и строительства завода по производству сжиженного газа в районе Мурманска. Партнеры также планируют строительство газопровода в Европу из бывшей Мурманской области через Республику Карелия, которое должно начаться в 2016г.

Мурманск становится важнейшим центром нефтяной и газовой промышленности, где расположили свои региональные штаб-квартиры крупные нефтегазовые компании. Их логистические конторы также располагаются в Нарьян-Маре или в Сыктывкаре, в непосредственной близости к Тимано-Печорской провинции. Начало операций в Мезенской Синеклизе в 2015г. делает более привлекательным также и Архангельск.

Разногласия между Россией и Норвегией в отношении спорных зон Баренцева моря благополучно разрешены к 2011г. достигнутым компромиссом по "измененной срединной линии". Территория была открыта для нефтегазовой разведки, и вскоре поступили сообщения об обнадеживающих результатах.

В связи с многократно увеличившимся танкерным трафиком вдоль побережья Северной Норвегии усилились протесты норвежских общественных природоохранных групп, которые, впрочем, большей частью остались не услышанными как со стороны российских, так и норвежских властей. В целом отношения между Россией и Норвегией остались самыми сердечными, несмотря на то, что Россия дала понять, что ситуация может измениться, если Норвегия будет слишком настойчива в вопросах природоохранной деятельности, особенно в связи с транспортировкой российской нефти.

Нефтяной бум, впрочем, не оказал серьезного влияния на улучшение жизни местного населения, т.к. большая часть налогов напрямую направилась в федеральный бюджет, а доходы от нефтедобычи – в штаб-квартиры компаний в Москве и Хьюстоне, а также на секретные счета на Кипре. Развитие нефтяной промышленности не увеличило радикально занятость местного населения, потому что компании предпочли использовать вахтовую рабочую силу из других нефтяных регионов России, которая трудится в закрытых поселках или на платформах. Потребность в рабочей силе уменьшается после периода строительства до примерно 2013г.. Например, обслуживание трубопровода из Западной Сибири требует всего 1000 рабочих мест. Транспортная промышленность, судостроение и другие вспомогательные отрасли переживают подъем. Особенно это касается судостроения, которое производится на конверсионных предприятиях. Однако большая часть перспективных судостроительных заводов переходит под контроль зарубежных собственников. Из-за доминирования незамерзающего порта Мурманск, менее крупные порты переживают трудности.

Происходит бурное строительство инфраструктурных объектов вдоль Баренцева моря, особенно в районе Мурманска. Однако инфраструктурное строительство целиком служит интересам нефтегазовой промышленности. Например, дороги строятся исключительно вдоль трубопроводов и между другими объектами индустрии, не улучшая сообщения между другими населенными пунктами региона. Миграция за пределы региона продолжается, а нефтегазовые компании поддерживают программы переселения непродуктивной части населения.

Региональные политические элиты разочарованы ограниченными доходами от нефтяного бума, особенно утеканием налогов в федеральный центр. Промышленные магнаты, вовлеченные в регион, также ищут новую основу для усиления политического влияния. Постепенно обе силы объединяются. Региональные политики и нефтегазовые компании начинают лоббировать слияние Мурманской и Архангельской областей, Ненецкого автономного округа и Республики Коми в единый регион. Федеральные власти, обеспокоенные тем, что новый регион сможет занять слишком доминирующие позиции, принимают план лишь частично и не разрешают вхождение в него Республики Коми. Таким образом, в 2012г. создается Баренцев Край путем объединения Мурманской и Архангельской областей с Ненецким автономным округом. Региональные политики совместно с нефтяными магнатами постепенно добиваются от федерального центра большей самостоятельности в части перераспределения доходов от нефтяной промышленности.

Во время второго президентского срока Путина были проведены структурные и тарифные реформы энергетического сектора. Цены на энергоресурсы были либерализованы, монополия РАО ЕЭС расчленена к 2006г. Такая же судьба постигла РосЭнергоАтом. Многие генерирующие компании были проданы на аукционах, и часть их была куплена Газпромом. В связи с началом добычи газа в Баренцевом море, Газпром провозгласил начало строительства современной газовой электростанции в районе Мурманска. Это сделало возможным начало экспорта электроэнергии с Кольского полуострова в страны Северной Европы, а также возобновило дискуссии о необходимости закрытия старых реакторов Кольской атомной станции.

Добывающая и металлургическая промышленности в прошлом были базовыми отраслями Баренцевой России, хотя их развитие предопределялось искусственно низкими ценами на электроэнергию и благоприятными условиями, созданными региональными властями. С развитием нефтяной и газовой промышленности ситуация изменилась. Реформа тарифов на электричество и газ вначале не повлияла на развитие промышленности Мурманской области и Карелии. Регулируемые рынком цены поначалу оказались даже ниже, чем раньше из-за перепроизводства и незначительных возможностей для экспорта. Однако это создало мощные стимулы для укрепления передающих возможностей за пределы региона, усиленные новыми генерирующими мощностями. Постепенно цены на электроэнергию на Кольском полуострове и в Республике Карелия выросли до уровней, неприемлемых для потребителей, в первую очередь, для добывающей и металлургической промышленности, что вызвало их спад. Построенная рядом с трубопроводом на Кольском полуострове дорога сделала более привлекательными ряд новых месторождений полезных ископаемых. Однако высокие цены на электроэнергию отпугнули инвесторов.

Развитие нефтяной промышленности повредило товарной репутации рыбе из Баренцева моря из-за опасений и слухов о нефтяных разливах и других угрозах окружающей среде со стороны нефтяных предприятий. Рыбопромысловые суда испытывают трудности с доступом в районы нефтедобычи. Ухудшение Российско-норвежского управления рыбными ресурсами повлекло за собой увеличение незаконного лова и соответственно угрозу рыбным запасам. К 2010 году рыбопромышленники по обе стороны границы столкнулись с серьезными финансовыми трудностями. Береговые рыбоперерабатывающие мощности не были модернизированы, т.к. русские рыбаки продолжают пост-советскую практику вывоза рыбы за рубеж. Рыбная промышленность потеряла значение для региона. Цены на рыбу существенно упали из-за конкуренции со стороны рыбных ферм. К 2015г. многие представители рыбной элиты Мурманска продали свои компании и уехали на Кипр.

В южной части Баренцевой России (Карелия, южная часть Коми и южная часть Архангельской области) доминирует лесная и целлюлозно-бумажная промышленность. Новый Лесной Кодекс, вступивший в силу в 2006г., фактически разрешил приватизацию лесов, и многие крупные компании получили лесные участки по очень выгодным ценам. Выросла концентрация собственности. Лесные гиганты занялись активным и успешным лоббированием своих интересов в областных структурах и добились существенного уменьшения налогового бремени и внушительного участия в областных собраниях и правительствах. Лесные компании не подвергались столь явному давлению со стороны общественного мнения, как нефтяные гиганты. Исключение составила Карелия, которая вынуждена была адаптироваться к социальным и природоохранным требованиям со стороны финских заказчиков. В результате многие из Карельских лесных компаний, контролируемых мафией, сочли за лучшее легитимизироваться.

В области охраны окружающей среды существенный прогресс был достигнут в утилизации ядерных отходов и транспортировке радиоактивных отходов за пределы региона благодаря активному участию США в этих программах. Благодаря Штокмановскому газу появилась возможность закрытия старых реакторов на Кольской атомной станции. Выбросы в окружающую среду вредных отходов уменьшаются благодаря общему спаду в тяжелой промышленности. Однако почти ничего не было сделано для устранения уже произведенного ущерба арктическим экосистемам. Качество питьевой воды не улучшилось. Несмотря на протесты немногочисленных экологов и коренных народов, трубопровод из Западной Сибири был построен по самой дешевой схеме. Кроме того, были расширены дороги на Кольском полуострове, ведущие вдоль него. В первый период эксплуатации трубопровода были допущены два небольших нефтяных разлива. В результате были нарушены традиционные пути миграции оленей и их число уменьшилось. Алкоголизм и другие проблемы продолжили негативное влияние на жизнь коренных народов. Наиболее жизнеспособные из них эмигрировали в Финляндию и Норвегию. Увеличение транспортных потоков и использование больших внед Econ Analysis орожников повлекло деструктивный эффект на состояние оленьих стад в НАО. Между 2008 и 2015 г.г. произошел ряд стычек между оленеводами и работниками нефтяной промышленности, после чего для охраны ключевых объектов были наняты частные структуры.

Сценарий 2. Заповедник Русского Медведя
1. Ре-централизация политической власти на федеральном уровне
2. Ослабление безопасности в Баренцевом регионе
3. Замедление реформ
4. Недостаток информации об общественном здоровье и экологической ситуации

Путин оставляет в наследство восстановление политического контроля над крупным бизнесом, регионами и "ближним зарубежьем". Выбор между контролем и реформами был сделан в пользу первого. Выражением этого стало нежелание государства принять иностранную собственность в стратегических отраслях и регионах.

Роль семи федеральных округов радикально увеличилась, в то время как региональные губернаторы потеряли значительную часть своей власти. Федеральные округа стали главным инструментом полного вертикального контроля и планирования в области регионального развития. Это привело к лучшей координации политики, но также усилило политическую апатию на региональном и местном уровнях. С укреплением федеральных округов вопрос укрупнения регионов потерял свою приоритетность, но некоторые действия в этом направлении были произведены, например – слияние Архангельской области и НАО.

Кампания против олигархов, начатая делами Березовского и Гусинского и продолженная заключением Ходорковского, продолжилась. ЮКОС обанкрочен. Другие олигархи, включая тех, кто казался близок к кремлевским кругам, низведены. Лозунгом Путинской администрации и избирательных кампаний 2007-2008г.г. стал "государственный капитализм", в результате чего националистические силы укрепили свои позиции.

Негативными последствиями кампаний по низведению олигархов стало замедление и даже регресс процесса движения к власти закона. Политически мотивированные судебные процессы привели к убеждению, что власть закона торжествует только тогда, когда это соответствует интересам Кремля. Эта тенденция была продолжена на региональном уровне против амбициозно настроенных крупных бизнесменов. При этом особенно активно этот процесс происходил в Баренцевой России, которая представляла для Кремля стратегическое значение. В результате крупный бизнес потерял контроль над региональной законодательной и исполнительной властью. Как следствие, произошло ослабление доверия в деловом мире и уменьшение прямых иностранных инвестиций. На федеральном уровне это не представлялось трагедией, т.к. "Доктрина Евразийского Экономического Развития", принятая в 2008г., прямо указывала на потенциальную угрозу доминирования иностранного капитала в стратегических пограничных регионах интересам России.

Патриотизм становится модным словом. Стремительно возрождается влияние Православной церкви. Центральная власть выделяет крупные средства на сохранение православных святынь: Валаама и Соловецкого монастыря. Однако попытки православной верхушки Архангельской епархии усилить свое политическое влияние, даже в про-Кремлевском русле, жестко пресекаются.

Тенденция движения к управляемой демократии особенно сильно проявилась в Баренцевой России. К 2007-2008г.г. независимые средства массовой информации почти полностью устранены. Широко используется административный ресурс для обеспечения победы "партии власти" во всех субъектах Федерации, при этом вполне успешно, несмотря на усиливающуюся критику со стороны зарубежных наблюдателей.

После отставки Председателя ЦИКа Александра Вешнякова в 2010г. политическая апатия достигла такого уровня, что угроза массового неучастия граждан в избирательной кампании 2011-2012г.г. могла девальвировать ее легитимность. Это было компенсировано введением обязательного голосования как патриотического долга.

Второй срок Президента Путина сопровождается усиливающейся кампанией против коррупции по всей вертикали власти. Например, арестован высокопоставленный руководитель УВД Петрозаводска по обвинению в связях с мафией. Анти-коррупционная кампания, начавшаяся с благих намерений, служит политическим целям и преследует преимущественно тех, кто не соответствует линии Кремля.

В период второго срока Путина отношения России и Запада существенно охладились. К 2008г. Россия окончательно выбрала "евразийский" путь внешней политики, утверждающий самодостаточную Россию, одинаково независимую как от западных, так и от восточных держав. Рычагом для этого становятся огромные нефтяные запасы, фактор которых активно используется во внешней политике. Европейские страны отделяют Россию "бумажным занавесом", ужесточая визовый режим вдоль Шенгенской зоны и устанавливая бюрократические преграды для передвижения русских и их доступа на рынки. По мере роста экспортно-ориентированного российского сельского хозяйства усиливаются разногласия между Россией и ЕС по поводу сельскохозяйственной политики последнего. В то же время, государства ЕС, не дождавшиеся российских реформ в энергетическом секторе и крайне замедленными переговорами по вопросам изменения климата, отзывают свое согласие на вступление России в ВТО. Отношения с соседями по Баренцеву региону также пострадали после того как Россия обвинила Финляндию в экономическом империализме в Карелии, а Россия и Норвегия снова столкнулись в вопросе суверенитета над морскими территориями: Свальбард и спорные зоны Баренцева моря. Отношения России и США также испортились. В связи с продолжающейся нестабильностью на Ближнем Востоке и войной против террора, администрация США предпочли усилить свое присутствие на Кавказе и в Центральной Азии. Это имело резонансный эффект в Российской части Баренцева региона, являющейся базой основного атомного военного флота страны.

С другой стороны, Россия старается улучшить отношения с Китаем, воспринимая его опыт совмещения экономических реформ с авторитарной властью. Россия способствует обеспечению энергетической безопасности Китая, включая строительство восточного трубопровода, а КНР в свою очередь, обещает не вредить интересам России на ее восточном фланге.

Осложнившиеся отношения с Западом и ставка на нефть как главный стратегический ресурс в международной политике привели к еще более усилившейся зависимости России от нефтяного сектора. Усилилось государственное вмешательство в нефтяную промышленность. За слиянием Газпрома и Роснефти в 2004г. последовала покупка Газпромом лучших активов ЮКОСа, а также поглощение Транснефти. В результате возник нефтегазовый гигант ГосНефтеГаз, ставший главным игроком нефтяной и газовой политики России. Через свое дочернее предприятие Севморнефтегаз Газпром стал также главным игроком в освоении ресурсов Российской части Баренцева региона. Через прямое участие в других нефтяных компаниях государство фактически получило право вето в этом секторе при принятии важнейших стратегических решений. Планы продажи долей Сибнефти и других компаний зарубежным акционерам были успешно блокированы государством, а Российско-британская ТНК-БП была разрушена в 2008г. после серии судебных дел, парализовавших ее деятельность на несколько лет.

Соглашения о разделе продукции были заменены на концессионную политику, которая рассматривалась западными компаниями как автократичная и ограничительная. Западные компании сосредоточили свою деятельность в основном в сервисном бизнесе и стали играть роль младших партнеров российских корпораций.

Разработка ресурсов в Баренцевом регионе продвинулась вперед под жестким государственным контролем и в соответствии с государственными приоритетами. Планы строительства частного трубопровода их Западной Сибири в Мурманск были разрушены. Вместо этого нефть была направлена через Балтийскую трубопроводную системы и новый трубопровод на Дальний Восток. Транснефть в 2009г. завершила строительство небольшого трубопровода до Индиги, стоимость которого составила примерно 1/3 Мурманского варианта. В связи с тем, что Печорское море слишком мелкое, перегрузка нефти с челночных танкеров на большегрузные по-прежнему будет продолжаться в Кольском заливе. Освоение Приразломного месторождения сдвинулось с места под руководством Севморнефтегаза. Иностранные компании были привлечены в качестве временных технических поставщиков на наиболее сложных этапах деятельности, и добыча нефти началась в 2010г. Нефтеразведка в Печорском и Баренцевом морях усилилась и вскоре были оглашены планы освоения новых месторождений в Печорском море. Результаты разведки в Баренцевом море были засекречены, однако слухи утверждают, что русские уверены в наличии крупных запасов газа в "спорных зонах". Освоение Штокмановского месторождения было вновь отложено после прекращения в 2008г. Российско-американского диалога о поставках сжиженного газа на американский рынок. Вместо этого были оглашены планы полномасштабного освоения месторождения после 2020г. на основе долгосрочных контрактов поставки газа европейским получателям через трубопроводы. Другой причиной послужило желание Европы ограничить зависимость от Российского газа, диверсифицировав потребление за счет поставок из Алжира, Ливии и Ирана. В то же время из-за отсутствия энергосберегающих технологий возросло потребление газа на внутреннем рынке. В связи с тем, что планы освоения газовых ресурсов Баренцева моря были заморожены, а строительство трубопровода до Мурманска не состоялось, Архангельск постепенно превращается в нефтегазовую столицу региона. Это произошло также потому, что основные судостроительные мощности Мурманской области подчинялись Министерству обороны, в то время как верфи Звездочка и Севмаш превратились в предприятия – поставщики для нефтегазовой промышленности.

Постепенному уменьшению российского военного присутствия в Баренцевой России пришел конец. Реструктуризация и обновление российских вооруженных сил постепенно развиваются, особенно после прихода к власти в 2008г. более националистически настроенного Президента. Растет активность Северного флота в Баренцевом море, а поведение России в "спорных зонах" становится все более агрессивным. Тем не менее Норвегия стоит твердо на своих позициях, получая при этом активную поддержку США. Таким образом разрешение спора остается отложенным до 2015г.

Значение Российских ядерных сил сдерживания постепенно падает, а важность национальных пограничных служб и антитеррористических подразделений – возрастает, особенно после того, как в 2011г. чеченские повстанческие группы взяли на себя ответственность за взрыв, выведший из строя на несколько недель нефтяные терминалы в районе Индиги. Последней иллюстрацией к происходящей в регионе ре-секьюритизацией явилось возобновление финансирования Закрытых территориальных образований, вновь сделавшее их частью военно-промышленного комплекса. Государственные границы с Финляндией и Норвегией существенно усилены, что привело к ослаблению приграничного сотрудничества в области природоохранной деятельности и ядерных угроз.

Из-за благоприятной мировой конъюнктуры на традиционные экспортные товары России и достигнутого высокого уровня сбора налогов планировавшиеся рыночные реформы потеряли свою актуальность для федерального правительства. Баренцева Россия извлекла выгоду из возросших доходов федерального центра. Так называемы северные выплаты были увеличены, хотя и ограничены только самыми северными перифериями. Увеличены инвестиции в инфраструктурные проекты: электрические сети и железные дороги.

Введены новые региональные пособия для поощрения семей к деторождению: единовременные выплаты, увеличивавшиеся по мере рождения большего количества детей, кредиты на строительство жилья для семей и т.д. В результате уровень рождаемости пошел вверх, а миграция в южные регионы замедлилась. Этого, однако, было недостаточно для того, чтобы остановить уменьшение населения, и нехватка квалифицированной рабочей силы для наиболее амбициозных проектов выросла в серьезную проблему.

Энергетика явилась ключевым элементом для поддержания деловой активности в Баренцевом регионе. Для устойчивого развития тяжелой промышленности, такой как добывающая и металлургическая, необходим был надежный доступ к дешевой электроэнергии, и государство предприняло для этого необходимые шаги. Жизнь двух старых реакторов Кольской АЭС была продлена до 2008 и 2009 г.г. В связи с тем, что поставки газа со Штокмановского месторождения откладывались до 2020г., была начата работа двух плавучих атомных станций для обеспечения энергией отдаленных районов вдоль побережья Баренцева моря в 2012г. В 2016г. планируется начать сооружение второй Кольской атомной станции. Выбор, сделанный в пользу атомной энергетики, объяснялся сильным лобби на региональном и федеральном уровнях. В связи с тем, что при расчете стоимости электроэнергии не учитывалась цена утилизации и дальнейшего хранения отходов, эти проекты обеспечили надежный и дешевый источник энергии для Мурманской области и Карелии.

В Архангельской области и Республике Коми инвестиции в электроэнергетику оказались более скромными, сконцентрировавшись на укреплении передающих сетей и замене старых тепловых станции на новые, работающие на газе Тимано-Печорской провинции или угле Печорского бассейна.

Низкие цены на энергоносители обеспечили рост металлургической промышленности, особенно производства алюминия. Новые алюминиевые комбинаты были построены СУАЛом в Мурманске, Карелии и Коми.

Государство поддерживало усилия по разработке Ломоносовского месторождения алмазов, но к 2015 году дело все еще не завершилось коммерческой эксплуатацией, в основном из-за ограничительных мер на международном алмазном рынке, а также в связи с сильным противодействием держателей квот в Якутии.

В 2008г. власти Северо-Западного федерального округа нанесли удар по беззаконию, царившему в лесной и рыбной отраслях промышленности, реструктурировав их в полугосударственные вертикальные холдинги. Лесной кодекс, вступивший в силу в 2006г., вопреки ожиданиям, не разрешил частную собственность или долгосрочную аренду лесных участков. Новая структура, однако, не поощряла инвестиции в глубокую переработку леса, поэтому производство как и прежде сосредоточивалось на необработанном лесе, бумаге и других базовых продуктах, предназначавшихся в основном на экспорт, но также во все возрастающем масштабе на внутренний рынок. Несмотря на сохранившиеся коммерческие связи с финскими партнерами, инвестиции Финляндии в лесной сектор сократились.

Благодаря похожим структурным реформам рыбная промышленность восстановила свои позиции крупнейшего работодателя региона, преимущественно в Мурманской и Архангельской областях. Производство и распределение квот находится под полным контролем федеральных властей. Рыбные бароны 90-х вытеснены, а региональное влияние на развитие рыбной промышленности снижается. Решающим фактором для рыбной промышленности стало решение властей обязать рыбодобывающие компании выгружать рыбу в России. Завершением этого стала серия судебных процессов в 2008-2009г.г. над владельцами частных траулеров, а также короткая амнистия по НДС для судов, закупленных или отремонтированных за рубежом. Тем не менее, многие рыбные бароны уехали из страны и перенесли свою деятельность в русские эмиграционные сообщества в Олесунде и Тромсе.

Взаимоотношения в рыбной индустрии между Россией и Норвегией стали напряженными, но на поверхности остались сердечными и профессиональными. Десятилетняя квота распределения рыбных ресурсов (раздел 50 на 50 запасов трески Северо-западной части Арктики) осталась в силе, но сотрудничество в исследованиях и наблюдениях за рыбными запасами ослабло.

Добыча рыбы пострадала из-за начала добычи нефти и ее транспортировки в регионе. Однако Норвегия пострадала больше, так как оказалась более чувствительной к имиджу "чистого производства", в то время как Россия более ориентировалась на внутренний рынок.

Несмотря на общее мнение, что состояние окружающей среды в Баренцевой России ухудшилось в 2005-2015, а состояние общественного здоровья не улучшилось, сведений на это счет опубликовано не было. Природоохранный мониторинг свернут, а статистика публикует лишь отрывочные сведения.

С точки зрения Северных стран, состояние природы в Российской Арктике осталось тревожным. Местные отделения норвежских природоохранных организаций Беллуна и Природа и Молодежь были вынуждены прекратить свою деятельность после серии судебных процессов, касающихся аренды помещений, налогообложения и сбора секретной информации. После промышленного спада вредные выбросы в окружающую среду возросли после приблизительно 2005г. Несмотря на нехватку официальной статистики, спутниковые съемки показывают небольшое, но отчетливое расширение зоны мертвых лесов вокруг Никеля и Мончегорска.

Ситуация улучшилась в вопросах безопасности военных ядерных объектов благодаря возросшим инвестициям в оборонную сферу. Это, впрочем, трудно утверждать наверняка из-за отсутствия достоверной информации. Ходя также слухи, что правительство возобновило захоронения ядерных отходов в море.

Международное природоохранное сотрудничество постепенно заглохло. Большим препятствием для Норвегии стало нежелание России установить очистные сооружения на комбинате Печенганикель вблизи норвежской границы. Несколько проектов все же были осуществлены, однако российская тенденция уклоняться от выполнения контрактов после завершения западного финансирования постепенно привела к общему международному мнению о "природоохранном шантаже".

Ослабление российского интереса к сотрудничеству в области экологии имело под собой убеждение, что западная природоохранная помощь имеет под собой некий скрытый подтекст. Это особенно ярко проявилось после того как Норвегия в 2009г. попробовала уговорить русских не продлевать деятельность старых энергоблоков Кольской АЭС. В ответ российские средства массовой информации обвинили Норвегию в попытках подорвать региональную экономику и ослабить конкурентоспособность местной алюминиевой промышленности.

Несмотря на нехватку данных, UNDP в 2013г. сделала вывод, что ситуация с общественным здоровьем в российской части Баренцева региона ухудшилась, особенно в связи с загрязнением окружающей среды, злоупотреблением алкоголем, табаком и нездоровым питанием. Международные программы рубежа веков тем не менее оставили свой след в системе здравоохранения и многие достижения тех лет, например, в области борьбы с туберкулезом, были использованы в практике.

Сценарий 3. Европейская периферия – 2015
1. Движение в сторону вестернизации России
2. Отсрочка крупных нефтяных и газовых проектов в регионе
3. Закрытие производств и усиление миграции с севера
4. Более чистая окружающая среда

В период второго срока президентства Путина стало очевидно, что он всерьез относится к реформированию российской экономики и уменьшению ее зависимости от нефти и других природных ресурсов. Несмотря на преобладание в Думе националистических сил и доминирующее влияние "силовиков" в регионах. Путин сумел назначить сильных либеральных реформаторов на ключевые посты в правительстве, и один из них оказался Путинским кронпринцем, избранным Президентом в 2008г.

Силовики и реформаторы пришли к соглашению о том, что необходимо предпринять, и их союз сделал возможным пройти через период жестких реформ несмотря на острую оппозицию со стороны крупных монополий. Методы преодоления оппозиционного сопротивления в некоторых случаях были неопределенными, как в случае с арестом Ходорковского, и подчас имели параллельный негативный эффект на иностранных инвесторов. Дополнительным стимулом к проведению пакета рыночных реформ стала мотивация вступления России в ВТО. В целом Россия сделала большие шаги по пути к более эффективным и легитимным рыночным институтам.

Сверхзадачей реформаторов была вестернизация и улучшение эффективности российской экономики, и они пытались достичь этого через строительство сильных рыночных институтов, борясь с нефтяной зависимостью, реформируя энергетический рынок и укрепляя приграничную экономическую интеграцию с соседними странами. Главным партнером в этом процессе стал ЕС.

Реформы финансового сектора достигли прогресса, особенно в части более эффективного функционирования рынков товаров и капиталов. Важной частью этого стало принятие законодательства, обеспечивающего права миноритарных акционеров, гарантии банковских депозитов и т.д. Эти реформы улучшили доверие к частным банкам и способствовали расширению их кредитной деятельности и использованию нефтяных доходов для кредитования других отраслей промышленности. Правительство сделало также более эффективным законодательство о банкротстве, антимонополистической деятельности. Монополии были реформированы, удалось свести к приемлемому уровню лоббистские возможности различных промышленных групп. Структурные реформы в газовом секторе обеспечили доступ других компаний к трубопроводной сети Газпрома, хотя государственный контроль за газовым экспортом остался решающим, и расчленение Газпрома допущено не было.

Экономика Баренцевой России также получила положительные импульсы от реформ, хотя и в меньшей степени, чем Россия в целом, т.к. в периферийных регионах улучшения шли медленнее.

Самым употребляемым термином в проведении реформ стало диверсификация, позволяющая избежать чрезмерную зависимость российской экономики от нефтяного сектора и колебаний мировых цен на энергоресурсы. Шагом в этом направлении стало повышение налогов на доходы от экспорта нефти и газа с одновременным снижением налогов в других отраслях хозяйства и увеличением инвестиций в развитие инфраструктуры и социальной сферы. Наибольший поток инвестиций наблюдался в центральной России и в районе Санкт-Петербурга, где сложился наибольший потенциал для устойчивого экономического роста. Инвестиции в инфраструктуру российской части Баренцева региона были небольшими, за исключением развития энергетических сетей.

Была инициирована новая промышленная политика, направленная на развитие российской инновационной экономики: информационных и компьютерных технологий, спутниковых систем связи, био- и нанотехнологий. Часть доходов от нефтегазового сектора была использована для создания "Инновационного фонда" для развития новых индустрий. В Баренцевой России эти инновации развивались слабо за исключением двух территорий: Петрозаводска и Плесецка. В Петрозаводске наблюдался рост малых предприятий, связанных с новыми технологиями и в основном работающих по контрактам с финскими и шведскими фирмами. Развитию космического центра в Плесецке способствовало сотрудничество России с Европейским космическим агентством, закрепленное выгодным договором 2009г. об использовании космодрома для запуска европейских спутников. Это также способствовало усилению роли научных центров Архангельска.

Была проведена реформа энергетического сектора, вызванная чрезвычайной неэффективностью использования энергии в промышленности и в быту. К 2007г. цены на газ и электричество становятся рыночными и их уровень становится сопоставимым с другими странами. Федеральное правительство осуществляло инвестиции в развитие энергосберегающих технологий, однако преимущественно в территориях, где не было угрозы депопуляции, поэтому это не коснулось в большой степени российской части Баренцева региона. Доходы от нефтегазовой деятельности также были использованы для реализации амбициозной программы переселения, что способствовало усилению оттока населения с северных территорий на юг.

В попытке привести политическую и административную системы в соответствие с реалиями новой российской экономики федеральные структуры подверглись рационализации. Проект Путина по укреплению вертикали власти привел к определенному прогрессу, однако вскоре стало ясно, что некоторые федеральные округа не стали рациональными экономическими единицами. Ярким тому примером служил СЗФО. Его пять северных территорий характеризовались суровым арктическим климатом, огромными расстояниями и плохо развитой инфраструктурой. Юг округа испытывал совершенно другие потребности и вызовы. Карелия и часть Мурманской области тяготели к Санкт-Петербургу, в то время как Коми и часть Архангельской области были в большей степени привязаны к Москве. При реорганизации регионов основной упор был сделан на слиянии инфраструктурно интегрированных федеральных субъектов. Вследствие этого в 2008г. Карелия и Мурманская область были объединены в Северо-Западный край, а Архангельская область поглотила не только Ненецкий автономный округ, но и Республику Коми.

Еще одним шагом к улучшению экономического функционирования регионов стало открытие их экономик для внешнего мира, что стало частью общей стратегии по улучшению политической и экономической интеграции России в международное пространство, в первую очередь – ЕС. В процессе вступления в ВТО Россия сделала уступки своим партнерам, активизировав процессы демилитаризации, реформ и разрешения приграничных споров. Результатом этого стал явный прогресс визовой политике, таможенных реформах и развитии торговых соглашений.

Изменение административной структуры и новая политика открытости дали толчок развитию долгосрочных региональных инициатив, таких как Баренцев Евро-Арктический Регион (БЕАР), который стал частью программы Северного Измерения ЕС после того как в 2009г. Норвегия стала его членом. БЕАР таким образом оказался наконец в состоянии выполнить свою миссию механизма содействия устойчивому экономическому и социальному развитию Баренцевой России и мирному развитию северной части Европы. Усилению роста приграничной интеграции стала способствовала смена поколения местной элиты. Так называемое "Баренцево поколение", обладающее связями с Северными странами благодаря программам обмена и образованию, вошло в период зрелости. Многие из его представителей покинули регион в поисках будущего в других частях России или Северной Европы, но значительное число осталось в Баренцевой России и имеет существенное влияние на развитие региона.

Возросшее приграничное сотрудничество и рост иностранных инвестиций привели к устойчивому экономическому росту в российских регионах, граничащих со странами северной Европы. Серьезный рост наблюдается в секторе международного туризма благодаря облегчению визового режима, а также более тому, что на рынок перевозок вступили авиакомпании, предлагающие более низкие тарифы. Иностранные туристы приезжают в российские регионы БЕАР в поисках нетронутой природы, рыбной ловли, старинной деревянной архитектуры, а также дешевого "дачного" отдыха в деревнях. Местное население также пользуется возможностями путешествий за пределы региона. Норвегия, Швеция и Финляндия, предложившие русским большие возможности для получения образования, работы и путешествий, в то же время оказались сломлены натиском незаконных рабочих из России, что привело к ограничению возможностей получения вида на постоянное жительство. Эти меры были предприняты для защиты собственного рынка труда, а также в целях противодействия "утечке мозгов", что позволило России более эффективно использовать предоставленные Северными странами программы обучения и развития.

В начале века много надежд возлагалось на бум нефтяной и газовой индустрий в Российской части Баренцева региона, но они оказались чрезмерно оптимистическими. Добыча и экспорт в прибрежной зоне Тиман-Печоры продолжили медленное, но поступательное развитие с участием как российских, так и зарубежных компаний. Однако крупные проекты в Баренцевом море, так же как и строительство трубопровода для экспорта нефти из Западной Сибири через побережье Баренцева моря не получили развития. Ни один город не получил однозначного предпочтения в качестве нефтегазовой столицы, но Архангельск, Нарьян-Мар и Сыктывкар обладали существенным значением. Несбывшиеся надежды на развитие нефтегазовой промышленности объяснялись снижением внутреннего потребления газа вследствие энергетической реформы, техническими проблемами, геополитическими изменениями и политикой диверсификации российской экономики.

Быстрый рост цен на газ, усиливающаяся миграция из северных территорий. Последовавшие за энергетическими реформами существенно понизили внутренне потребление газа. Это уменьшило необходимость разработки новых месторождений, включая Штокмановское и другие в Баренцевом море. Государство ввело налоговые льготы, поощряющие более эффективное использование уже освоенных месторождений. Участие России вместе с ЕС в Киотском процессе способствовало увеличению использования попутного газа и росту инвестиций в энергосберегающие технологии. Все это вместе привело к тому, что освоение новых месторождений потеряло былой приоритет, и в особенности такие инвестиционно затратные, как Штокмановское, освоение которого было отложено до 2025г. Также постепенно снизилась активность и по разведке новых месторождений в Баренцевом море.

Тех, кто ожидал нефтяную лихорадку в Баренцевом море, постигло разочарование. Проведенная в 2006г. Министерством природных ресурсов критическая оценка данных разведки нефти и газа привела к более трезвому взгляду на ресурсный потенциал и стоимость добычи. Это было также подтверждено несколькими исследованиями ряда совместных Российско-норвежских компаний. Технологические трудности надолго отложили развитие Приразломного нефтяного месторождения в Печорском море. Севморнефтегаз провозгласил начало промышленной добычи на месторождении к концу 2006г. Однако произошедший в ноябре 2007г. разлив нефти с небольшого однокорпусного танкера, следовавшего из Варандея в Мурманск, имел серьезные последствия и продемонстрировал общественности остроту проблемы защиты Арктики от нефтяных загрязнений. Во-первых, полярная ночь затрудняет обнаружение нефтяных разливов. Во-вторых, сильные течения и высокие волны делают невозможным применение постоянных линий защиты от разливов. Наконец, не существует технологий очистки воды подо льдами. Этот инцидент еще более уменьшил энтузиазм в отношении разведки и добычи нефти и газа в Баренцевом море, особенно среди тех российских и норвежских компаний, которые заботились о своей экологической репутации в мире. Следствием его было также принятие Министерством природных ресурсов более строгой версии превентивных мер защиты окружающей среды в Арктике. Предложения о строительстве экспортного трубопровода из Западной Сибири до Баренцева или Печорского моря не получили поддержку в связи с тем, что восточное направление экспорта нефти оказалось значительно более выгодным. Кроме того, установление относительного мира на Ближнем Востоке сделало потребность США в альтернативных поставщиках энергии менее острой. Поэтому поставки нефти через Баренцево море росли медленнее, чем это ожидалось в начале века.

Резкий рост энерготарифов, урезание северных коэффициентов, государственные программы переселения и приоритет промышленному развитию центральных регионов России усилили тенденцию снижения численности населения в Баренцевой России, хотя в некоторых южных территориях население стабилизировалось. Экономическая структура Баренцевой России существенно изменилась. Лесная и целлюлозно-бумажная отрасли промышленности переживали умеренный подъем, вызванный улучшением законодательной базы и уменьшением коррупции, что в свою очередь способствовало росту их привлекательности для российских и зарубежных инвесторов. Новый Лесной Кодекс, включая закон о долгосрочной аренде лесов, был успешно реализован и дал толчок развитию этих отраслей промышленности и росту инвестиций в управление лесным хозяйством, глубокую переработку древесины, в частности, бумажную промышленность и производство мебели. Реформа банковского сектора также сделала более доступными промышленные кредиты. Благодаря близости к Финляндии подъем переживала лесная отрасль Карелии, то же самое относилось и к западной части Архангельской области. В более отдаленных территориях, например, Коми, этот эффект не был столь значительным из-за менее благоприятного географического положения по отношению к экспортным рынкам. Тем не менее, рост внутреннего спроса положительно повлиял и на этот регион. Спрос на бумагу и строительные материалы быстро рос в Санкт-Петербурге и Центральной России, и после реструктуризации и новых инвестиций, промышленность оказалась способной выйти на рынок с более качественными продуктами. Управление рыбными ресурсами в регионе постепенно улучшалось. После искоренения коррупции в Федеральном агентстве по управлению рыбными ресурсами Россия и Норвегия приступили к осуществлению долгосрочной стратегии увеличения запасов трески. Примерно с 2010г. Баренцево море вновь было признано одним из самых лучших в мире по управлению рыбными ресурсами. Произошло согласование процессов инспектирования и информирования. Норвежские и российские инспекторы проводили совместные учения. В том числе в центре пограничной службы в Североморске и в центре норвежской береговой охраны в Сортланде. Рыбная промышленность все более концентрировалась на крупных и средних фабриках-траулерах, производивших конечную продукцию прямо на борту.

Реформа РАО ЕЭС завершилась отделением государственной передающей компании, энергетических и дистрибьюторских компаний. Постепенно атомные станции также стали частью генерирующих компаний. Их акции были выставлены на продажу, в том числе с участием иностранных компаний. Финский энергетический гигант Фортум в 2008, следуя стратегии интернационализации своего бизнеса приобрел доли энергетических компаний на западе Баренцевой России, а в 2011 даже существенную часть акций Кольской АЭС. Участие Фортума способствовало ускорению планов экспорта энергии из региона в Северные страны, а также продажи ее в быстро растущие регионы России, например, в Санкт-Петербург. В связи с ростом дефицита электроэнергии в Скандинавии, а также вследствие участия Фортума на российском рынке, противодействие российской атомной энергетике уменьшилось.

Оборотной стороной энергетической реформы стал быстрый рост стоимости электроэнергии во всей Баренцевой России, особенно в Северо-Западном Крае. Это способствовало волне банкротств в тяжелой промышленности: добывающей и металлургической и упадку таких городов, как Кировск и Мончегорск. В Архангельской области этот эффект не был столь силен, но однако негативно повлиял на развитие угольной и алюминиевой промышленности в бывшей Коми республике.

Другие отрасли промышленности, включая военно-промышленный комплекс, также пострадали от реформ. Реструктуризация военного комплекса и переход к профессиональной армии привели к уменьшению ее численности и концентрации на меньшем количестве баз. Центр военно-промышленного комплекса европейской части страны постепенно переместился к Петербургу, в то время как в Мурманске остался ограниченный подводный флот. Одним из последствий стало также закрытие военных судоверфей на Кольском полуострове и вокруг Архангельска. Морской транспорт также испытал негативное воздействие, так как надежды на возрастание перевозок нефти не оправдались, а перевозки по Северному морскому пути неуклонно сокращались из-за падения производства и экспорта. Связанных с упадком в добывающей промышленности и металлургии. Малые порты на Баренцевом и Печорском морях постепенно прекращают свою деятельность. В то же время жизнеспособность сохранили Мурманский порт в связи с развитием рыбной промышленности, Архангельск и Варандей.

Несмотря на подъем в некоторых отраслях промышленности, в 2005-2015г.г. наблюдалось существенное уменьшение населения в северных территориях Баренцевой России. Реформы способствовали активной миграции населения в регионы Центральной России, испытывавшие экономический бум. Существенно увеличилась миграция за рубеж молодой и образованной части населения. При этом та часть молодежи, которая участвовала в программах обмена Баренцева региона, начавшихся в 1993г., в большей степени сохранила свою связь с регионом, чем участники иных международных программ образовательного обмена. Проведенный в 2010г. Советом министров Северных стран аудит образовательных программ БЕАР показал, что более половины участвовавших в них студентов нашли работу за пределами региона, в том числе четверть – за пределами России.

Усилившаяся утечка мозгов усугубила тенденции спада в экономике, а также проблемы в научном и образовательном секторах. Кольский и Коми научные центры в 2010г. утратили свой статус филиалов Российской Академии Наук. Многие колледжи и институты, основанные в 1990-х годах, а также некоторые университеты были закрыты. В то же время подъем переживает Петрозаводск, что было вызвано оттоком специалистов в области информационных технологий и других высокотехнологичных отраслей из Петербурга. Петрозаводский университет открыл несколько новых факультетов и серьезно укрепил свою репутацию.

Благодаря спаду промышленного производства и уменьшению количества населения коренные народы переживают период возрождения. Развитие оленеводства на Кольском полуострове и в НАО достигло уровней 1970-х годов. Местными оленеводами было открыто несколько совместных предприятий совместно с норвежскими и финскими саамами. Шведской компании Nordfrys наконец удалось достичь уровня рентабельности на своем мясоперерабатывающем комбинате в Ловозеро, что позволило открыть подобные предприятия, соответствующие европейским стандартам в НАО. Большая часть производимых на этих предприятиях мясопродуктов направлялась непосредственно в Западную Европу. Вследствие улучшения пограничного и таможенного режимов, норвежские саамы получили возможность использовать приграничные пастбища на Кольском полуострове.

Ситуация в области общественного здоровья и охраны окружающей среды существенно улучшилась. Это явилось следствием закрытия вредных производств, а также международной финансовой поддержки. Тем не менее, после закрытия комбината Печеганикель вскоре после установки там очистных сооружений, профинансированных норвежским правительством, на Западе все более распространенным стало мнение, что природоохранные инвестиции в российскую экономику являются пустой тратой денег. Давление растущих цен на энергоносители являются значительно более весомым фактором, заставляющим российских предпринимателей использовать энергосберегающие технологии.

Геополитическое значение региона уменьшилось, в первую очередь из-за того, что планы освоения нефтяных и газовых ресурсов были отложены. Постепенно внимание населения к экологическим вопросам вновь стало увеличиваться, во многом благодаря соседству со Скандинавскими странами, а также происходящими процессами глобализации. Эффектной ПиАровской акцией в этом отношении стала деятельность Гринписа совместно с местными органами власти и научными институтами по восстановлению лесов вокруг Никеля и Мончегорска.

Состояние здоровья населения постепенно улучшалось. Этому способствовало уменьшение загрязнения окружающей среды, улучшение питания и распространение моделей здорового образа жизни. Следуя европейской и северо-американской тенденциям, Северо-Западный край первый из Российских территорий в 2011г. запретил курение в барах и ресторанах. В связи с миграцией за пределы региона цены на жилье оставались относительно невысокими, что сделало возможным существенное улучшение жилищных условий для населения.

Несмотря на угрожающие тенденции распространения СПИДа, особенно в 2005-2008г.г., эта болезнь не приобрела характер эпидемии, что предрекали некоторые эксперты и постепенно стабилизировалась. Уровень распространения туберкулеза постепенно вернулся к показателям начала 1980-х, что стало возможным благодаря осуществлению целевых программ ВОЗ. Положительный опыт БЕАР в этой сфере был по достоинству оценен федеральными властями и принят к внедрению в других регионах России в качестве официальной государственной стратегии борьбы с этой болезнью.

Специалисты в области здравоохранения во все более возрастающей степени интегрировались в международное медицинское сообщество, включая широкий обмен информацией и опытом. Многие региональные руководители здравоохранения получили как минимум часть своего образования в Северо-Балтийской Школе Общественного Здоровья в Готенбурге. Сотрудничеству в этой сфере способствовали укрепившиеся личные связи и контакты. Примером может служить факт, что главные эпидемиологи Архангельской области и губернии Тромс были соседями по комнате в колледже.

 
 Статьи по теме 
24.02.2004Баренцсекретариат сокращает финансирование проектов в Мурманской и Архангельской областях (КСФ.RU)

 
 
Copyright © 1999—2024
webmaster@murman.ru
Размещение информации
Наши проекты | English | PDA
На сайте действует система коррекции ошибок Orphus. Чтобы сообщить о неточности или ошибке, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Новости в соцсетях:

Новости Murman.ru