1 мая 2020 г. 12:43
ТАСС
В России 1 мая открывается навигация и начинается северный завоз. Первым регионом, куда начнут доставлять грузы для жителей арктических поселков, в которые в теплое время года их можно привезти только по воде, стал Красноярский край. В других арктических регионах навигация начнется в конце мая – начале июня. О подготовке флота и планах на навигацию этого года ТАСС рассказали опрошенные эксперты.
"Караван судов Енисейского пароходства с первыми грузами навигации отправляется 1 мая на реку Подкаменная Тунгуска. Этим рейсом и откроется грузовая навигация на Енисее", – сообщил ТАСС представитель управляющей компании "Норникель – Енисейское речное пароходство". Он добавил, что в прошлом году завоз грузов по этому направлению начался 5 мая.
Как рассказал ТАСС министр транспорта Красноярского края Константин Димитров, теплая весна и ранее вскрытие судоходных рек ото льда повлияли как на подготовку флота, так и на сроки начала навигации на ряде рек. "Положительные температуры воздуха, раннее вскрытие рек внесли определенные коррективы в процесс подготовки к навигации текущего года. Cроки открытия навигационного периода на реке Ангаре по аналогии с 2019 годом предусмотрены на 10 дней раньше, с 15 мая", – уточнил Димитров.
Одна из самых сложных для судовождения рек
Как пояснили ТАСС в "Енисейском речном пароходстве", грузы по Подкаменной Тунгуске будут доставляться в том числе и по программе северного завоза, который предусматривает доставку социально значимых грузов и топлива для населения и котельных в отдаленные населенные пункты. По прогнозам синоптиков, лед на реке начнет вскрываться уже в первых числах мая, и флотилия пароходства, состоящая из 21 буксировщика, шести сухогрузов, шести танкеров и 28 барж, к этому времени должна быть уже в устье реки, для того, чтобы, пока река многоводна, зайти в нее. Речники рассказывают, что река Подкаменная Тунгуска – одна из самых сложных для судовождения рек в стране: быстрые течения, большое количество порогов, извилистое русло – все это требует особого внимания и профессионализма.
Осложняется навигация по этой реке и тем, что глубина, достаточная для прохождения грузовых судов, держится от 10 до 14 дней, и за эти сроки необходимо завести все необходимые грузы. "Северный завоз для речников – это самая тяжелая и ответственная работа, поскольку проходит она в паводок, в короткие сроки и на притоках со сложной судоходной обстановкой. Иногда в отдельный поселок нам необходимо доставить всего 100-150 тонн грузов, но задействовать для этого приходится очень много сил и средств", – отмечает гендиректор УК "Норникель – Енисейское речное пароходство" Олег Шпагин.
Остальные арктические регионы традиционно начнут навигацию и северный завоз позднее – в конце мая или начале июня.
Планы на завоз
Грузы по программе северного завоза доставляются в 117 населенных пунктов Красноярского края с населением порядка 70 тысяч человек. В этом году в рамках северного завоза туда планируется доставить 221,7 тыс. тонн грузов (топлива и ГСМ). В целом объем перевезенных грузов по рекам Красноярского края ежегодно составляет до 5,8 млн тонн. Из бюджета края на завоз топлива в этом году выделят 5,2 млрд рублей.
Объемы завозимых грузов в период навигации в отдаленные районы Якутии, обеспеченность которой дорожным сообщением самая низкая в РФ, составляют ежегодно около 3 млн тонн. "Из них в этом году более 1 млн 238 тыс. тонн – это жизнеобеспечивающие грузы, где большая часть относится к социально значимым товарам", – сообщили ТАСС в Государственном комитете по обеспечению безопасности и жизнедеятельности населения Якутии.
В населенные пункты Ненецкого автономного округа (НАО) в рамках северного завоза завезут 12 тысяч тонн нефтепродуктов, 20,5 тысячи тонн угля и 7,5 тысячи кубометров дров. При этом основной грузоперевозчик энергоресурсов – "Ненецкая нефтяная компания" – отмечает, что в этом году впервые взялись перевозить дрова и уголь, и объем грузоперевозок возрастет на 5%.
Работа в условиях пандемии
В Якутии, где судоходство начнется лишь в июне, отмечают, что пандемия, вызванная новым коронавирусом, на сроки подготовки к навигации существенно не повлияла, однако свои корректировки все же внесла. Часть работников судоходных компаний в период навигации привлекается из-за пределов республики, и перед тем, как приступить к работе, они должны будут выдержать двухнедельный карантин. В "Енисейском речном пароходстве проводят тестирование членов экипажа судов на наличие коронавирусной инфекции перед тем, как запустить их в рейс. Эти меры влекут дополнительные финансовые траты.
"Пандемия не окажет влияния на сроки начала завоза. Северный завоз в нашем регионе осуществляется водным транспортом, проходит по рекам и морским путем. На данный момент мы не видим каких-либо проблем, с которыми может столкнуться компания при завозе энергоресурсов по воде", – рассказала ТАСС директор департамента по развитию и коммуникациям "Ненецкой нефтяной компании" Наталья Рочева.
Для того, чтобы отравить грузы в самый отдаленный российский регион – Чукотку, контейнеры отправляются сначала по железной дороге, а затем морским путем. "Первые контейнеры уже отгрузили из Москвы, они ушли по железной дороге на Приморье, оттуда морем – на Чукотку. Более половины от общего объема продовольствия традиционно составляют социально значимые продукты питания. В этом году наша компания планирует зафрахтовать пять теплоходов для доставки грузов из столицы Приморья", – рассказали о сложностях логистике в компании-поставщике продуктов "ЧукотОптТорг".
Альтернативная энергетика вместо северного завоза
Альтернативу ежегодной массовой доставке грузов и дорогостоящему северному завозу нашли в Мурманской области. Там в отдаленных населенных пунктах, которые ранее снабжались по программе завоза, установили ветрогенераторы и солнечные батареи. Теперь в поселки завозят только топливо для дизель-генераторов, которые используются как резервные источники питания и для подзарядки солнечных батарей, когда им не хватает энергии солнца.
"У нас северного завоза нет, просто пассажирские перевозки, и груз доставляют предприниматели. Топливо – да, объявляется аукцион и компания, которая выиграет по доставке топлива, доставляет в установленные сроки. Раньше, когда не было у нас ветроустановок, то были большие объемы – более 600 тонн, сейчас – около 205 тонн на все 5 отдаленных поселков", – рассказал ТАСС глава администрации Терского района Мурманской области Федор Терещук.
Не финансируется завоз из регионального бюджета и в Архангельской области. "Ситуация сейчас немного другая, не так как это было раньше – в начале 2000-х годов, как такового понятия "северный завоз" за счет субсидий и денег бюджета – на данный момент в том понимании не существует. Ресурсоснабжающие организации в соответствии со своими потребностями осуществляют завоз топливных ресурсов (уголь, дрова) себе. Задача контролирующих органов обеспечить, чтобы к 1 ноября все было завезено", – сообщили ТАСС в пресс-службе администрации региона.
02.02.2022 | Разработан единый дизайн-код городов и поселков Арктики (Российская газета) |
04.12.2021 | Арктические преференции привлекли 266 резидентов (Российская газета) |
17.11.2021 | Порт Мурманск играет ключевую роль в развитии арктического грузопотока (ТАСС) |
16.11.2021 | Подготовка кадров для Севморпути должна идти с учетом условий Крайнего Севера (ТАСС) |
04.11.2021 | Малому бизнесу облегчат "заход" в Арктику (Российская газета) |
15.10.2021 | На Севморпути начнёт работать регулярная контейнерная линия (Российская газета) |
06.10.2021 | На развитие Северного морского пути выделят еще четыре миллиарда (Российская газета) |
15.09.2021 | Севморпуть потребует наращивания мощностей крупнотоннажного флота (Российская газета) |
01.09.2021 | Пять регионов СЗФО округа включили в программу "Арктический гектар" (Российская газета) |
15.07.2021 | Арктику избавят от накопленного экологического ущерба (Российская газета) |
26.04.2021 | Зачем России нужен Северный морской путь (Российская газета) |
14.04.2021 | Как сделать дешевле перевозку грузов по Севморпути (Российская газета) |
12.02.2021 | "Арктический гектар" поможет остановить отток жителей (РИА "Новости") |
10.02.2021 | План обновления ЗАТО в Мурманской области одобрен госкомиссией по Арктике (Интерфакс) |
04.02.2021 | Генеральная уборка Арктики затягивается из-за нехватки средств (Российская газета) |
27.01.2021 | Названы самые актуальные профессии в Арктике (Российская газета) |
27.01.2021 | Газовоз прошел по Севморпути без ледокольной проводки (Российская газета) |
19.12.2020 | Арктические регионы просят отменить экологическую экспертизу для строительства жилья (Интерфакс) |
09.12.2020 | Регионы Северо-Запада разрабатывают новые северные маршруты (Российская газета) |
02.12.2020 | Для сохранения природы Арктики предложили создавать компенсационные фонды (Российская газета) |
25.11.2020 | Стратегия Севморпути (Российская газета) |
19.11.2020 | В Арктику проведут высокоскоростной интернет (РБК) |
05.11.2020 | Утверждена стратегия развития Российской Арктики до 2035 года (Российская газета) |
28.10.2020 | Помогают ли ТОСЭР арктическим регионам (Российская газета) |
21.10.2020 | Для Арктики разработают отдельные стандарты строительства (Российская газета) |
16.10.2020 | Модель транзитного контейнерного коридора по Севморпути требует доработки (Интерфакс) |
28.08.2020 | Предприниматели в Арктике получат налоговые льготы (ТАСС) |
05.08.2020 | Через Арктику проложат подводный оптический кабель (Nord-News) |
16.07.2020 | Минвостокразвития хочет расширить "Дальневосточный гектар" на Арктику (РИА "Новости") |
14.07.2020 | Путин подписал закон о господдержке бизнеса в Арктике (РИА "Новости") |
|
Страницы: ← предыдущая следующая →
|