суббота, 22 марта 2014
Отечественное рыбопромысловое судостроение на сегодня продолжает в большинстве своем оставаться лишь на бумаге. В федеральных законопроектах, региональных программах развития отрасли, переписке флотоводцев и судоверфей.
Но, как говорится, если долго мучиться... Один из редких примеров российского промыслового новостроя можно увидеть у 14 причала Мурманского порта. "Койда 2" – архангельский траулер, построенный на Северодвинской "Звездочке", который будет возить рыбу и на предприятия нашего региона.
О новом судне мечтает каждый рыбак. Архангельский рыболовецкий колхоз "Освобождение" был основан в 1930 году. "Койда 2" – всего лишь пятый новенький траулер за всю историю предприятия. Вариант его строительства искали долго. И повезло – на заводе "Звездочка" нашли недостроенный корпус.
Заместитель председателя СПК РК "Освобождение" Михаил Крапивин заметил: "Не скажу, что совсем легко и просто. Но желание, желание – оно всегда побеждает. Было желание большое обновить флот. Не просто обновить, а построить его на российской верфи. Мечта была. Мечта исполнилась".
В результате траулер под ключ обошелся в 10 миллионов долларов. Правда, от российского производителя здесь только корпус – железо. Вся начинка иностранная. Последней устанавливали рыбофабрику в Норвегии. "Койда 2" сдан в эксплуатацию в конце прошлого года. На промысле еще не был. Пока экипаж мог оценить лишь ходовые возможности траулера.
Капитан траулера "Койда 2" Александр Губанов говорит: "Жду не дождусь, когда запущу все в непосредственном процессе – фабрику, траловый комплекс, потому что все новое и для меня, и для механиков. Мы еще учимся, мы ходили все на старых пароходах. Вот получили новый, надо это все испытывать. Будут шероховатости, будем доделывать уже все в процессе".
Сегодня нельзя сказать, что новый траулер – начало долгой и плодотворной работы с отечественным судостроителем. Но планы намечены.
Руководитель агентства по рыбному хозяйству Архангельской области Алексей Коротенков проинформировал: "Есть совместные планы со "Звездочкой" и рыбодобывающими компаниями по строительству нового судна на базе проекта 510, но уже усовершенствованный проект 515. Это будет удлиненное судно для лова пелагических видов рыб, так и донных в водах мирового океана".
Заполярные рыбаки в большинстве своем ориентированы на зарубежные судоверфи. Хорватия, Сингапур – там сейчас строится мурманский промысловый флот завтрашнего дня. В России найти желаемое соотношение цены и качества не удается.
Председатель комитета рыбохозяйственного комплекса Мурманской области Олег Заболотский убежден: "Опыт надо заимствовать, поэтому в этом плане нашим рыбопромышленникам надо тоже обратить внимание на такой опыт. Это здорово. Мне, как россиянину приятно, что наши коллеги построили здесь в России новый рыболовецкий пароход".
Сейчас на "Койде 2" ждут когда завершатся таможенные процедуры. И дальше первый рейс. Ориентир – прибрежная квота.