суббота, 7 июля 2012
Новый Закон о Северном морском пути, одобренный Госдумой на этой неделе, не включает в его акваторию Баренцево море и Мурманск.
В законе, устанавливающем правила судоходства на набирающем популярность арктическом маршруте, говорится, что на западе акватория Северного морского пути простирается от восточного побережья Новой Земли, Карских Ворот и пролива между континентом и о. Вайгач, на востоке ограничивается линией разграничения морских пространств с США и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, пишет РИА Новости.
Новое определение акватории Севморпути не захватывает Баренцево и Печорское моря, где в ближайшие годы ожидается всплеск судоходства и промышленной деятельности. Архангельск и Мурманск, два главных арктических пункта России, расположены за пределами новой акватории Севморпути.
Новый закон, принятый Госдумой в третьем чтении во вторник, вступит в силу в 2013 году.
Среди правил судоходства на Севморпути – новые требования страховки, которые должны поднять ответственность судовладельцев за возможный экологический ущерб, в том числе от загрязнения. Закон определяет уровень корабельных сборов, хотя и не совсем конкретно – говорится, что оплата ледокольной проводки будет осуществляться исходя из объема фактически оказанных услуг .
Закон предусматривает создание администрации Севморпути в форме федерального учреждения, обладающего административными функциями по организации ледокольной и лоцманской проводке, обеспечению радиосвязи, руководству мероприятиями по предотвращению загрязнения морских акваторий, организации поиска и спасения, гидрографическому обеспечению. На работу администрации Минфин готов изыскать в бюджете 27 миллионов рублей.
Новый закон о Севморпути – долгожданный и необходимый элемент законодательства. Критики, впрочем, утверждают, что в законе не уделяется достаточного внимания экологическим аспектам интенсивного судоходства в уязвимых арктических районах. По словам Игоря Кудрика ("Беллона"), крупный разлив в отдаленном районе будет иметь огромные экологические последствия, а также финансовые последствия – для судовладельцев. "Увеличение объема грузопотока обязательно повлечет за собой аварийные ситуации. Сколько это будет стоить в суровых климатических условиях Арктики не знает никто, – думаю, что немало. Если эту стоимость переложить на плечи грузоперевозчиков, то Севморпуть может быть невыгоден", – считает эксперт.