пятница, 6 декабря 2013
Генеральный секретарь норвежского Хельсинкского комитета Бьерн Энгесланд
Фото: The Norwegian Helsinki Committee
Норвежский Хельсинкский комитет глубоко озабочен растущей практикой использования методов карательной психиатрии в России.
"Перемены пугающие, на мой взгляд", – говорит генеральный секретарь норвежского Хельсинкского комитета Бьерн Энгесланд в интервью BarentsObserver.
Известному мурманскому блогеру Александру Сербряникову (он же Bloger51) инкриминируется экстремизм (статья 282 Уголовного кодекса РФ). На этой неделе ему сообщили, что он должен пройти психиатрическую экспертизу.
"Если власти решаются пропустить человека через эту экспертизу, это показывает, как далеко путинский авторитарный режим готов зайти, чтобы заставить молчать оппозицию", – говорит Энгесланд.
Психиатрия как инструмент давления
Как отмечает Энгесланд, психиатрия широко использовалась в Советской России, чтобы заставить молчать правозащитников и гражданских активистов. Сегодня этот метод давления начинают возвращаться. В 2013 году было зафиксировано как минимум четыре случая использования психиатрии в политических целях – на Украине, в Казахстане, Белоруссии и России.
"Эта практика будет сеять страх и неуверенность в гражданском обществе. Многие теперь не раз подумают, прежде чем осмелятся критиковать государство", – говорит Энгесланд.
Ясный посыл
Норвегии как стране-соседу принадлежит особо важная роль, уверен Энгесланд.
"С тех пор, как Путин снова стал президентом, притеснения гражданского общества в России стали усиливаться", – подчеркивает он.
"В двусторонних переговорах с российскими партнерами норвежкие официальные лица должны делать особый акцент на значении уважения прав человека, – говорит Энгесланд. – Этот вопрос должен доминировать в повестке нового правительства".
По мнению Энгесланда, происходящие по ту сторону границы перемены полностью противоречат устремлениям Баренцевой декларации.
Карательная психиатрия
В петербургской правозащитной органзиации "Гражданский контроль" говорят, что это ясный сигнал всему гражданскому обществу в России.
"По мнению властей, человек, критикующий правительство, должно быть, болен, – говорит в телефонном интервью BarentsObserver Елена Шахлва, заместитель председателя "Гражданского патруля". – Это типичная аргументация советских времен, и мы видим ясные параллели с тем, что происходит сегодня в России".
Сегодняшней Россией правят те же, кто получал образование в Советском Союзе. По словам Шаховой, они же состояли в Коммунистической партии, служили в КГБ, милиции и прокуратуре.
"Они пользовались этими методами раньше. Почем бы не вернуться к ним теперь", – говорит Шахова.
Вынуждены молчать
Дело Александра Серебряникова, по словам Елены Шаховой, не уникально. Подобных дел постепенно становится больше после массовых демонстраций, последовавших за переизбранием Путина в 2011 году.
"Российским властям становится страшно. Блогеры, простые люди, могут изменить общественное мнение, – говорит Шахова. – Критика была открытой, но теперь за нее карают, серьезно "закручивая гайки" свободе слова".
В четверг, 5 декабря, квартиру блогера и его родителей обыскали полиция и сотрудники ФСБ. Была изъята вся электроника, паспорт Серебряникова, кредитные карты и юридические документы, а также несколько книг.
"Они ищут что-то еще. В прошлый раз ничего не нашли", – говорит Серебряников.